Как построена инфраструктура Fozzy Group и как ее главный актив, "Сильпо", борется с АТБ за первенство на украинском рынке — Liga

27.01.2021
8729

Фото: Oli Zitch

Портал Liga.net опубликовал материал о Fozzy Group — о его месте на украинском рынке, конкуренцией с сетью "АТБ-маркет", а также о бизнесе, который принадлежит владельцам группы. Retailers публикует выдержки из материала.


Что входит в Fozzy Group

Сеть Сильпо – часть Fozzy Group, объединяющей семь направлений бизнеса, с общим оборотом за прошлый год более 100 млрд грн (прогноз). Основатели группу 23 года назад четыре днепропетровских школьных друга Владимир Костельман, Олег Сотников, Юрий Гнатенко и Роман Чигирь. Кроме бизнеса, Костельман, Сотников и Чигирь вместе играли психоделический рок в группе "Ремонт Воды". Последний, впрочем, до стомиллиардной отметки не дошел. Чигирь покинул Fozzy, рассказал изданию источник в Fozzy Group. 

В перечень активов Fozzy Group входит несколько бизнесов: продукты, электроника, доставка, агро, аптеки, пищепром и турагентство. “Часть бизнесов дополняет ритейл и дает синергию", – рассказывает один из топ-менеджеров Fozzy Group. Например, агро, банк, логистика. А некоторые бизнесы — это результат роста людей внутри Fozzy Group. “Есть инвестиционный комитет, в который входят все акционеры, на который почти кто угодно из компании может вынести свою идею. Если она зайдет, то менеджер получит ресурсы на развитие нового бизнеса”, – объясняет он.

Первыми, после магазинов, у совладельца Владимира Костельмана появились сельскохозяйственные и перерабатывающие активы. Всего через два года после запуска "Сильпо" компания купила Нежинский консервный комбинат. Сейчас Костельмана и его партнеров можно назвать аграриями: в их руках более 11 000 га сельхозземель, мясокомбинат, птицефабрика, рыбхоз и компания по производству и переработке рыбы и морепродуктов, а также растениеводческие активы.

Кроме того, в состав Fozzy Group входит хлебозавод, кондитерская фабрика и Богуславский завод продтоваров, специализирующийся на мучных кондитерских изделиях. Выручка всего направления, по итогам 2019 года, превышает 1,5 млрд грн.

Продовольственный бизнес Fozzy Group

2000 г - покупка "Нежинского консервного комбината"
2003 г - покупка кондитерской фабрики им. Энгельса и Малинского мясокомбината
2006 г - покупка Снятской птицефабрики "Варто"
2012 г - Запуск компании "Родник Плюс"
2014 г - покупка Ворзельского хлебокомбината
2015 г - покупка Сумырыбхози, овощеводческого бизнеса "Агро-Альянс Закарпатье"
2016 г - присоединение Украинского аграрного союза
2017 г - покупка компании по производству и переработки рыбы и морепродуктов "Огни Гестии" и "Богуславского завода продтоваров"
2018 г - покупка агрокомпании "Беларусь"
2019 г - Образование компании "Ветор Каховка"
2020 г - Покупка агрофирмы "Оршевская"

Все эти компании работают исключительно для нужд бизнеса Fozzy Group: здесь производят продукты для собственных торговых марок сетей (Премия, Повна Чаша, Extra!, Премія Рікі Тікі, Premiya Select), а также закупают продукцию рестораны холдинга. Аграрное направление будет развиваться, уверяет собеседник в Fozzy.

У Fozzy есть и ресторанный бизнес (не считая фудхолов, расположенных внутри "Сильпо"), причем заведения в совершенно разных сегментах и форматах: чешский ресторан “У хромого Пола”, китайский “Дзяо”, латиноамериканское заведение EscoBar, коктейль-бар Who&Why.Drinkery, ресторан украинской кухни “Мокрі вуса”, а также две кондитерских “Буланжери”, купленные вместе с хлебозаводом в 2014-м.

История противостояния "Сильпо" и АТБ

"Сильпо" – крупнейший актив группы. Дорогое дизайнерское, а часто и художественное оформление новых магазинов привлекает более обеспеченных покупателей, которые готовы платить больше. Сегмент средний плюс для "Сильпо" ее основатели выбрали в начале десятых, по сути, сделав ставку на растущий средний класс. Однако жесткий экономический кризис 2014-2015-го заставил большинство украинцев скупаться там, где дешевле. Основной конкурент Fozzy дискаунтер "АТБ-маркет" стал бесспорным ритейлером номер один и продолжает уверенно удерживать лидерство.

Бизнес на долгах

“Они построили свой бизнес практически полностью за счет долгов. Из-за регулярных кризисов в стране долго занимались реструктуризацией своего кредитного портфеля”, – вспоминает Сергей Чуйкин, управляющий директор инвестиционно-банковского департамента Concorde Capital.

По его словам, Fozzy Group известна на финансовом рынке как жесткий заемщик и переговорщик – с ними было бы достаточно сложно судиться. “Насколько мы понимаем, только недавно смогли разрулить все свои вопросы с банками и даже привлекли новые деньги в ЕБРР”, – рассказывает инвестбанкир.
Несколько лет назад на закрытой банковской конференции один инвестбанкир приводил истории Fozzy Group и "Ритейл Групп" как показательный пример. Мол, и те, и те вошли в кризис с долгами, но Fozzy пошла в отказ и жесткую реструктуризацию, а Ритейл Групп старалась договориться с банками, в итоге первые выросли в разы, а вторые выпали даже из десятки крупнейших ритейлеров.

Самыми “громкими” кредиторами бизнеса Костельмана были российский ВТБ Банк (кредитные договора на сумму 2,2 млрд грн и договора финансового поручительства на 8,2 млрд грн) и выведенные с рынка в 2016 году банки Киевская Русь и Хрещатик. Около 40 исков от ВТБ в результате судебных тяжб превратились сначала в блокирование счетов компаний Костельмана, затем – в частичное погашение долга с большим дисконтом. Выкупившая долг у ВТБ Банка, факторинговая компания "Фактор Плюс" приняла от "Сильпо" 43,8 млн грн, простив при этом 169,1 млн грн по кредитным договорам 2006 и 2007 годов.

Компания Костельмана соблюдала график платежей, но в кризис, когда нужно было погасить долг, сразу же попросила о рассрочке, рассказывал экс-глава правления банка Хрещатик Дмитрий Груджук. “Они сказали, что или банк будет ходить по судам три-четыре года, или же банк предоставит реструктуризацию", – цитирует Гриджука "Экономическая правда".

Чтобы повторить прирост 2014-2015 годов, когда группа открыла 52 новые точки, ритейлеру понадобилось целых шесть лет: за 2015-2020 годы сеть выросла на 53 магазина. Происходил естественный отбор: ритейлер активно занимал места своих менее удачливых конкурентов.

Так, с 2015 года "Сильпо" открылась на местах обанкротившихся магазинов сети "Амстор" Вадима Новинского, "Край" Анатолия Юркевича (занимал точки сворачивающегося Фуршета), сети "Маленький принц" Ильи Гринберга, ушедшей из розницы сети West Line.

“Их не интересовал бизнес других, поскольку там бизнеса практически не было. Были просто помещения, в которых работали другие магазины, – вспоминает экспансию Fozzy Ланецкий. – Единственное, что они купили как бизнес, была сеть Буми-Маркет в 2007 году”.
Согласно последнему финансовому отчету, по результатам 2019 года, Fozzy Group увеличила консолидированный оборот на 18,2% до 78,16 млрд (без учета НДС). За последние пять лет он увеличился в 2,44 раза.
В компании описывают свою стратегию как “лидерство в продукте”. “Мы не лидер по издержкам, не конкурируем ценой, как АТБ. Наша история – создание уникального продукта, демократизация, обеспечение доступности продуктов и создание крутого покупательского опыта”, – говорит на одном дыхании собеседник Liga.net в Fozzy Group.

Но за красивой фразой скрывается системная проблема. Управлять большим количеством совершенно разных бизнесов не так просто, – говорит Чуйкин. Если взять только продуктовый ритейл, то у Fozzy пять разных брендов. И развивать их одновременно – непростая задача. “Они слишком большие и очень расфокусированы: у них разные форматы, которые требуют разных стратегий, управленческих моделей и логики работы”, – говорит сооснователь шведско-украинского проекта DYB Игорь Гут.

Даже в рамках одного бренда "Сильпо" есть проблемы с позиционированием.  В случае с "Форой" они до сих пор не определились, это дискаунтер или магазин у дома, добавляет Гут. По сути, "Фора" и "Сильпо" – это два отдельных огромных бизнеса, их развивают разные команды, у них отдельная логистика, бюджеты и т.д.
В компании уверяют, что стараются не допускать, чтобы внутренняя конкуренция между сетями наносила вред бизнесу. Нетехнологичность и рассредоточенность приводят к тому, что у магазинов Fozzy Group на рынке сформировалась слава злостных неплательщиков. “Они задерживают платежи, это все знают, – говорит Гут. – Но без злого умысла, они просто плохо организованы”. Сильная сторона Fozzy – это творчество, креатив, инновации, добавляет эксперт.

Новые конкуренты на украинском рынке

Задача сложная. “АТБ – это стандартизированный оператор с хорошей управленческой моделью, которая катком идет вперед, – говорит он. – К тому же АТБ работает в самом емком сегменте – средний минус. А с появлением нового формата “черных АТБ” они расширяются в верхний сегмент – средний плюс”, – отмечает Гут.

В "Сильпо" на экспансию "АТБ-маркет" смотрят без трепета. Они – сильный конкурент для старых магазинов, которые еще не успели преобразиться, – говорит собеседник в Fozzy. – Но новые "Сильпо" не чувствуют конкуренции. Это же не просто магазин, а такой себе Диснейленд, в котором потребителю дают максимально широкий выбор и самый высокий сервис”.

Но есть сдерживающий фактор – благосостояние украинцев. С магазинами, работающими в сегменте средний+ можно входить лишь в ограниченное количество городов, где платежеспособность населения выше средней по Украине.

А здесь обновленным "Сильпо" на пятки наступают новые конкуренты. В Киеве – Novus литовского бизнесмена Раймондаса Туменаса. В прошлом году он купил сеть Billa, что сильно улучшит их положение в столице.

После слияния в столице Novus будет представлен 59 торговыми точками. У "Сильпо" в столице – 81 магазин, "АТБ-маркетов" в Киеве почти вдвое больше.

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.