"Никаких секретных долей в Rozetka никогда не было", – Владислав Чечеткин в интервью AIN

21.07.2020
1681

Фото: LIGA.net

Издание AIN провело блиц-интервью с создателем Rozetka Владиславом Чечеткиным в честь 15-летия компании. В нем он рассказал об истории создания интернет-магазина, инвесторах, планах и выходе на рынок еды. Retailers приводит интервью полностью.


– Как приход инвесторов повлиял на системность и работу бизнеса?

– Прежде всего мы повысили стандарты корпоративного управления. Кроме того, Horizon помог нам с переговорами и заключением соглашений с западными партнерами, например, с ЕБРР. Мы также получили инвестиции для покупки склада почти на 50 000 квадратных метров и объединения с EVO.

Думаю, что сами мы бы осиливали эти задачи значительно дольше.

– Кто в составе акционеров Rozetka  (часть у Horizon, часть у вас, часть у EVO после сделки). Были слухи о "секретной доле", о том, что во время ситуации с налоговой в 2012 году доля в бизнесе якобы отошла тем, кто помог с проблемой?

– Никаких секретных долей в Rozetka  никогда не было: ни в 2012 году, ни сейчас.

– Про инвестицию от Horizon вы говорили, что оценка шла на основе цифр "с потолка". Что поменялось при сделке с Prom?

– Я доволен сделкой и тем, что благодаря Horizon мы очень многое сделали.

– Планируете ли вы покупку других бизнесов, например OWOX?

– Год назад мы интегрировали в Rozetka  программистов и IT-специалистов OWOX, которые раньше участвовали в разработке и поддержке нашего сайта.

– Можете озвучить показатели магазина (количество заказов, товарных позиций, средний чек, маржа…)?

– На сайте Rozetka зарегистрированы 17 млн пользователей, это — 69% украинцев, имеющих доступ к интернету. Количество позиций выросло до 33,5 млн позиций, а начинали мы с 1500 товаров.

В пик интенсивности, например, в Черную пятницу 2019, пользователи покупают около 30 товаров в секунду. Самой дорогой покупкой стал телевизор стоимостью 2 млн грн.

— Почему вы выходите на рынок еды?

– Это наш очередной эксперимент. Пока проект находится в стадии разработки, но из-за большого внимания к нашему бренду его уже широко обсуждают в прессе. Тем не менее, говорить о нем рано.

– Расскажите об итогах проекта с "Жизнелюбом" (доставка продуктов для пенсионеров)?

– Безусловно, это – один из самых успешных наших социальных проектов. За несколько месяцев мы отправили более 60 000 продуктовых наборов в 24 города Украины, благодаря чему одинокие люди, попадающие в группу самого высокого риска могли оставаться дома и поберечь себя.

Мы не закрываем этот проект – на сайте все еще можно "подвесить" наборы для Ба и Де. Мы аккумулируем их и отправляем соцслужбам.

– У вас много вариантов доставки товаров: курьеры, партнерство с АЗС и службами доставки, почтоматы. Какие из них самые популярные? Планируете ли дальше развивать почтоматы?

– Мы планируем развивать абсолютно все способы доставки, которые полезны и удобны нашим клиентам. И АЗС, и почтоматы – подходящие способы выполнить эту функцию. Наиболее популярный вариант на данный момент – магазины и доставка Rozetka, а также курьерские службы.

– Rozetka – огромный бизнес. Обычно в таких компаниях вырастают побочные продукты, которые могут стать отдельным бизнесом (как AWS у Amazon). Есть ли такие продукты у вас?

– У Prom есть пример такого продукта – система документооборота "Вчасно". Сервис создали в 2016 году, чтобы сократить время, которое тратили сотрудники одного из проектов EVO – Zakupki.Prom.ua – на подготовку и отправку документов клиентам. 2 недели в месяц 12 человек отправляли 20-30 000 пакетов бумаг. Тогда в Украине не было сервиса, который бы взял на себя эту загрузку.

Сейчас всеми документами занимаются 2 человека, которые ежемесячно отправляют от 30 до 50 тыс электронных счетов и актов клиентам. "Вчасно" пользуются 170 000 компаний Украины для внутреннего и внешнего электронного документооборота. Наиболее популярные документы в сервисе – счета, акты и договоры, которые можно согласовать прямо в сервисе и обсудить с коллегами или контрагентом в комментариях.

А для ритейлеров сделали отдельный продукт "Вчасно EDI" для онлайн-обмена коммерческими сообщениями со своими поставщиками (по данным Prom).

– Повлияло ли на продажи снижение лимита на беспошлинный ввоз до 100 евро? Как вы в целом оцениваете инициативы по типу "22 евро", есть ли какие-то еще недавние важные изменения в налоговом законодательстве?

– Я оцениваю инициативу про 22 евро крайне негативно.

Саму проблему нужно рассматривать в комплексе. Многие товары в Украине стоят намного дороже, чем в Европе. Прежде всего из-за так называемой защиты интеллектуальной собственности. То есть, если в Украине есть бизнес, который претендует на представительство той или иной марки, то он по мнению нашего государства, имеет эксклюзивное право на ввоз этой марки в Украину. Монополия равно высокая цена, слабый ассортимент и так далее..

То есть, вы можете купить то, что хотите за границей, но ввезти в Украину – нет. Любой товар стоимостью выше лимита в 22 евро (сейчас 100 евро), попадет во внимание таможенников, которые на всех уровнях будут выяснять, имеете ли вы вообще право ввозить его в Украину.

Поэтому инициативы вроде "22 евро", которые подаются, как защита украинского бизнеса, на самом деле являются защитой монополии. И в итоге приводят нас в "потребительское гетто" – дорого, плохо и без альтернатив.

– Как считаете, 22 место в Forbes у вас – справедливо? Ваше состояние выше/ниже?

– Если говорить о деньгах на счету, то у меня таких сумм нет. Если говорить об оценке моего бизнеса, то я отношусь к таким рейтингам с улыбкой.

– Если бы у вас была возможность продать бизнес Безосу или Ма, при прочих равных кого бы вы выбрали? И есть ли компания в мире, на которую вы ориентируетесь?

–Я ориентируюсь на многие компании, и в том числе украинские. Если говорить про мое восприятие реальности, Amazon мне ближе и понятнее, чем Alibaba.

– Кажется, компания есть во всех нишах, которые только можно представить. Куда вы будете двигаться дальше?

– Присутствие в нишах не означает объемы продаж. Поэтому у нас еще непаханное поле по развитию бизнеса в Украине.

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.