Чем отличается “новый” ритейл в Китае от западного?

18.02.2020
1784

Фото: axxis-consulting.com

Ритейл в Китае развивался последнее десятилетие быстрыми темпами, включая оба канала – онлайн и офлайн. В период с 2010 по 2016 год общий объем розничных продаж в Китае вырос на 120%, а онлайн-продажи продемонстрировали рекордные 837% роста. В 2015 году китайский рынок  e-commerce обогнал по темпам роста рынок США с тех пор остается самым крупным в мире.

За это время количество ритейлеров увеличилось на 88%. На двух онлайн-игроков JD и Tencent приходится 75% всего рынка e-commerce. Чем  отличается китайский ритейл от западного, рассказал на выставке Euroshop 2020 в Дюссельдорфе международный эксперт, основатель и управляющий директор Q&A Research&Consultancy Фрэнк Квикс.


“Самое главное, что нужно знать о Китае – его можно понять только, если “попробовать””, – говорит Квикс. В первую очередь, нужно учитывать, что это не просто страна – это континент с населением в 1,4 млрд человек. В каждом из 14 регионов проживает не менее 40 млн человек и все они говорят на разных диалектах. 

Олайн здесь развивался одновременно с офлайном. В отличие от Запада, где большинству рынков присуща тенденция быстрого роста онлайна и снижения темпов роста офлайна. 

Китай известен своим подходом mobile first. Проникновение мобильного интернета здесь составляет 98% – это самый высокий показатель в мире. Еще в 2007 году эта цифра составляла 24%, но в 2010 она выросла до 66,2%.

Если мы все ещё начинаем поиск с компьютера или планшета, в Китае все уже давно перешли на мобильные телефоны. Здесь практически никто не пользуется кредитными картами или наличными, на долю которых приходится лишь 9% платежей. С 2013 по 2018 операции по мобильным платежам увеличились с ¥1,2 трлн до ¥165,9 трлн. 

На Западе все еще есть разделение на онлайн и офлайн. В китайском ритейле объединены все каналы, удобство и опыт для пользователя встречаются в одном месте в едином формате. 

 

Фото: Людмила Будина

Чем отличается китайский "новый" ритейл от западного?

Вот девять примеров.

  1. Оплата наличными осталась в прошлом

В Китае практически не ходят наличные. Только 9% платежей приходятся на наличные операции. Большинство операций проходят через платежные системы WeChat Pay или AliPay, которые принимают, в том числе, и уличные торговцы. Один из крупнейших китайских ритейлеров Suning продвинулся в этом направлении дальше и ввел систему оплаты с помощью технологии распознавания лица в некоторых магазинах. Как она работает: пользователь должен отсканировать QR-код, сделать селфи и привязать приложение к выбранной платежной системе. Вход в магазин осуществляется с помощью распознавания лица. Затем покупатель берет товар с полки и просто выходит из магазина – система автоматически списывает средства с его счета. 

  1. Главное – удобство

Скорость доставки. Некоторые продуктовые ритейлеры стараются двигаться в этом направлении и доставлять онлайн заказы в течение 30 минут в пределах 3 км, например, He Ma или 7Fresh (развивает JD). Физические магазины в этом случае становятся своего рода распределительными центрами. Например, для быстрой сборки заказа в магазинах 7Fresh один заказ распределяется на несколько человек, чтобы обеспечить такую скорость. 

Фото: China Daily

  1. Можно купить что угодно, где угодно, когда угодно

В Китае, в отличие от запада, автоматы с продуктами, будь то напитки, снеки или готовые блюда, встречаются очень часто и пользуются большой популярностью. А, например, в Японии, есть автомат, в котором можно заказать пиццу и на маленьком экране наблюдать как она готовится. 

  1. Искусственный интеллект делает процесс покупок приятнее

Отличный пример – коллаборация Alibaba и Guess. В магазине этих ритейлеров можно не просто примерить вещи с помощью “умного” зеркала. Покупатель может сделать фото и увидеть достаточно реальное изображение себя или, так называемый, аватар. Если сделать фото на свой телефон, Guess пришлет кастомизированный каталог с изображением покупателя в вещах, выбранных на основе историй просмотра товаров в магазине.

Фото:Фрэнк Квикс

В мире набирает оборотов тренд приложений с дополненной реальностью, в которых можно примерить одежду или косметику. В магазинах Watsons можно "примерить" косметику разных брендов. В партнерстве с L`Oreal компания запустила приложение, которое помимо примерки, автоматически добавить просмотренные товары в корзину покупателя. 

Пользователи также могут создать и сохранить фотографии и видео макияжа. Продукты, связанные с каждым образом, могут быть доставлены покупателю на дом или в ближайший магазин Watsons всего за четыре часа.

Фото:Фрэнк Квикс

  1. Магазины – это не просто торговое пространство

В заведение Starbucks в Шанхае посетители не просто приходят за кофе. Зона с товарами Sarbucks, включающая в себя продажу кофе, кофейных аппаратов и различных аксессуаров, занимает почти четверть помещения и генерирует 50% продаж.

Производитель электрокаров Nio открыл для своих покупателей пространство Nio House, которое совмещает шоу-рум и кофе-бар. Кроме того, многие локации находятся вблизи торговых центров. За каждое посещение Nio House клиенты получают очки, которые накапливаются в приложении, затем их можно обменять, например, на кофе. Идея этого пространства в том, что большинство производителей электрокаров не предоставляют своим покупателям подобного сервиса. Здесь можно не только подзарядить машину, но и также оставить детей и отправиться на шоппинг.

Еще один пример – магазин немецкого производителя ножей Zwilling в Шанхае. Кроме магазина и ресторана здесь работает кулинарная школа, которая пользуется большой популярностью. То есть, в этом пространстве не только продается товар производителя, но и показывается, как правильно его использовать.

  1. Прозрачность на всех уровнях

Тренд на прозрачность подхватили многие ритейлеры. Для покупателей становится действительно важным где и в каких условиях был произведен товар. Например, в He Ma в Шанхае можно сканировать QR-код не только на продуктах но и на живой рыбе. Можно не только узнать, где и в каких условиях была поймана рыба, можно также прочесть рецепт. А если не хочется готовить, ее могут приготовить в магазине.

Фото:Фрэнк Квикс

  1. Персонализация

В магазинах 7Fresh покупателям предлагают персонализированный кофе — изображение лица на капучино. 

Фото:Фрэнк Квикс

В Watsons можно пообщаться вживую в чате с аватаром продавца, который владеет информацией об определенном товаре. 

Фото: Фрэнк Квикс

  1. Покупатели – инфлюенсеры

Инфлюенсерами могут быть не только сами инфлюенсеры, но и покупатели, как, например, в Nio House, о которой говорилось ранее. За то, что покупатели привлекают других покупателей, они получают бонусы, которые они затем могут использовать для покупок в онлайне и офлайне. 

Косметический ритейлер MAC пригласил для сотрудничества популярного китайского бьюти-блогера Angel Chan. Девушка каждый день снимала лайвы в магазине, привлекая большое количество клиентов, в первую очередь, своих фанатов.

  1. Одно приложение для всего

Обычный пользователь в среднем использует до 10 различных приложений в день. В Китае же пользователям нужно всего одно приложение, в котором он может найти все, что ему нужно, вызвать такси, заказать еду, оплатить услуги и развлечься играми. 

 

Фото: Людмила Будина

Записала: Людмила Будина

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.