ТОП-250 мировых ритейлеров: Быстрее в продажах росли сети электроники и товаров для дома, наиболее – одежные сети

11.02.2020
3082

Фото: neftegaz.press

Консалтинговая компания Deloitte подготовила ежегодный рейтинг Global Powers of Retailing 250 крупнейших в мире ритейлеров по итогам 2018 финансового года (1 июля 2018 года – 30 июня 2019 года). Общий доход участников списка вырос на 4,1% и составил  $4,74 трлн.


В первой десятке доминируют американские компании из разных сегментов ритейл-рынка: Walmart (продукты) и Costco (продукты), Amazon (маркетплейс), Kroger (продукты), аптечные ритейлеры Walgreens и CVS Health, а также Home Depot Inc (товары для ремонта).

Также в Топ-10 вошли немецкие ритейлеры Schwarz (развивающий сеть Lidl) и Aldi Group, и британский – Tesco. Минимальный порог вхождения в рейтинг Топ-250 на этот раз составил $3,9 млрд – такую выручку продемонстрировала китайская Chongqing Department Store, занявшая последнее место. 


Семь из десяти крупнейших ритейлеров мира родом из США, а из 250 участников рейтинга – их практически треть (на которые приходится 44% от общей выручки).

Ритейлеры из США не особо активны за рубежом – лишь 13% их продаж приходятся на иностранные рынки, среди которых особую роль играют ближайшие соседи – Канада и Мексика. 

Столкнувшись с конкуренцией со стороны Amazon, крупные ритейлеры, такие как Walmart, Macy's(одежда и товары для дома) и Target (различные товары от детских игрушек до лекарств), а также более мелкие ритейлеры, все больше ориентируются на развитие своего бизнеса в области электронной коммерции, внедрения технологий в магазинах и открытию удобных форматов.

Больше всего крупнейших ритейлеров в списке из Европы – 88 компаний  – что составляет 34,4% от совокупного розничного дохода всех участников списка.

Европейские ритейлеры остаются наиболее активными в глобальном масштабе, поскольку они продолжают развиваться за пределами своих внутренних рынков: в среднем они присутствуют в 18 странах и получают 40,7% доходов за пределами своей страны. 

Однако за прошедший год европейский регион стал свидетелем ценовых войн среди продуктовых ритейлеров в ответ на успешный рост сетей-дискаунтеров, таких как Aldi и Lidl. В условиях жесткой конкуренции ритейлеры сосредоточили свое внимание на омниканальной стратегии, развитии магазинов самообслуживания и онлайн направлений.

Offline

Компания Walmart, которая неизменно возглавляет Топ-250, показала ежегодный рост розничных продаж на 2,8%. В 2018 финансовом году выручка компании составила $514 млрд. Это примерно столько же, сколько следующие четыре корпорации из списка, вместе взятые.

Но если смотреть на темпы роста продаж мирового лидера, то они за последние пять лет составляли 1,4% в год. Поэтому ритейлер сосредоточил свое внимание на развитии e-commerce, вложив $5,4 млрд инвестиций. В конечном итоге у Walmart онлайн продемонстрировал рост на 40%.

Сохранить второе место в Топ-10 американская сеть Costco помогло открытие новых складских помещений, а также увеличение трафика клиентов, частоты покупок и среднего чека. 

Оnline

В Топ-250 всего девять компаний не имеют физических магазинов, несмотря на то, что онлайн-ритейлеры демонстрируют быстрый рост. Например у Amazon, c 2013 года в среднем продажи росли на 18% ежегодно, а у китайского игрока – JD.com – на 44%. Для понимания, выручка Walmart за последние пять лет росла на 1,4% в год.

Amazon поднялся в рейтинге на одну строчку вверх в списке. В компании объясняют это ростом продаж в США и Германии, приобретением американской сети Whole Foods Market, усилиями компании по снижению цен и предложений по доставке, а также увеличением постоянных товаров на складах. В 2018 финансовом году компания приобрела онлайн-аптеку PillPack, таким образом, получив доступ к рынку рецептурных медицинских услуг. Также компания увеличила размер площадей собственных фулфилмент центров, запустила продажу продуктов онлайн через Prime Now и Whole Foods Market, а также развивала кирпичные магазины без касс Amazon Go. 

В целом говорить о смерти традиционных магазинов явно рано. C учетом того, что электронные ритейлеры не могут полностью поставить под контроль рынок даже в странах со 100-процентным покрытием интернета, есть все основания полагать, что физическая розница никогда не умрет, говорится в отчете. 

Какие сегменты ритейла росли больше

В отчете Deloitte анализируются показатели по четырем секторам ритейла: одежда и аксессуары, товары повседневного спроса, электроника и товары для дома, и другие диверсифицированные товары. Самые высокие темпы роста годовой выручки в 2018 финансовом году были зафиксированы в сегментах электроники и товары для дома, а одежда и аксессуары снова оказались наиболее прибыльным сектором.

 

Одежда и аксессуары

  • Суммарная чистая прибыль ритейлеров одежды и аксессуаров за отчетный период составила 8,3%, что на 2,3 п.п. больше, чем в предыдущий период.

  • Торговля за рубежом принесла 38,5% доходов ритейлерам этого сегмента.

  • Тем не менее, на фоне 250 крупнейших мировых ритейлеров прибыль этих компаний составляет всего 9,7%, а средний доход компаний – $11,8 млрд.

  • Такие ритейлеры как TJX, LVMH, Inditex, Macy's и H&M являются наиболее прибыльными компаниями, доход каждой из которых составляет более $20 млрд. 

FMCG 

  • Компании этого сектора составляют большинство участников списка – 136. Их совокупных доход составляет в среднем $23,2 млрд.

  • FMCG ритейлеры сосредоточены в основном на операциях в стране присутствия: только 21,5% продаж приходится на зарубежные рынки.

  • В глобальном разрезе ритейлеры FMCG стали свидетелями жесткой конкуренции с продолжающимися ценовыми войнами и растущими затратами в связи с ростом заработной платы. Например. ритейлеры в США, несмотря на растущие производственные затраты, снизили цены на продукцию из-за усиления конкуренции между крупными ритейлерами Costco, Walmart, Kroger и Target.

  • В попытках конкурировать с Amazon ритейлеры FMCG стали уделять больше внимания онлайну, магазинам без кассира, открытию новых “магазинов у дома”, покупкам с помощью голосовых помощников и доставке продуктов на дом.

  • Доход ритейлеров в этом секторе составляет 66,5% процента от общего показателя ТОП-250.

 

Hardline и Softline

(оборудование, предметы домашнего обихода, электроника, спортивные товары, средства для здоровья и красоты или игрушки, товары для дома)

  • Розничные торговцы в этом секторе в основном представлены в США. Выручка 54 ритейлеров – $16,6 млрд – это 18,9% от общей выручки ТОП-250.

  • В секторе зафиксирован самый высокий годовой рост выручки среди продуктовых секторов и пятилетний среднегодовой темп роста.

  • За отчетный период сектор выиграл от роста потребительских расходов, особенно в сфере благоустройства жилья. Такие компании как Amazon, Home Depot, Lowe's (товары для дома) и JD.com получили больше всего прибыли. 

Диверсифицированные товары 

Ритейлер Target является крупнейшей компанией в этом секторе. Рост сети гипермаркетов Target был обусловлен инвестициями в усовершенствование магазинов, электронной коммерции и цепочки поставок, а также развитием новых эксклюзивных брендов. За отчетный период китайский онлайн-гигант Alibaba, а также южнокорейский Shinsegae продемонстрировали рост на 30%, приводится в отчете. Из 21 компании этого сектора 16 достигли положительного роста выручки. 

Перспективы мировой экономики и розничной торговли в 2020 году неопределенны. Общий экономический рост, скорее всего, будет сдержанным, но положительным, при этом темпы роста потребительских расходов и инфляция в большинстве стран остаются низкими. Вспышка коронавируса в Китае в начале года добавила дополнительную неопределенность в отношении мировой экономики.

Перевод: Людмила Будина

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.