Использование ботов в социальных сетях. На примере обсуждения рекламы "Эльдорадо" – "черный ноябрь"

07.11.2018
773

Фото: context.reverso.net

В конце прошлой неделе в Facebook разгорелась дискуссия касательно рекламы сети "Эльдорадо" – "черный ноябрь". В пятницу глава по маркетингу и коммуникациям в строительной компании Taryan Group Нина Мищенко, у которой 5000 друзей и 5400 подписчиков, опубликовала пост со словами: "Эльдорадо е…сь (сошли с ума)?..." к фотографии, на которой в одном из магазинов сети стоит рекламный банер. На нем под словами "Чоорний, чоооорний… Листопад!" темнокожий парень держит табличку "-70%". Возможно, обсуждение об уместности такой рекламы так и осталось бы в узком кругу специалистов, однако комментарии под постом начали оставлять боты, тем самым "разгоняя" тему. В итоге несколько сотен комментариев в ветке, 52 перепоста, обсуждение темы в специализированных СМИ. В "Эльдорадо" заявляют, что к ботам они не имеют никакого отношения. Что по этому поводу думают эксперты?


Основатель Школы маркетинга SMS Эльдар Нагорный 4 ноября опубликовал пост на своей странице Facebook: "В посте Нина Мищенко посмела обидеть "Эльдорадо". И гениальные менеджеры этой сети привели ей в пост несколько сотен ботов. Интересно всегда изучать, для чего боты созданы. Вы удивитесь. В этот раз они довольно неаккуратно сделаны, все рекламные, каждый третий – военный. Каждый второй – из Москвы. Есть белорусы, и "украинские патриоты" из Харькова. Все русскоязычные, а один поразил тем, что он – как бы из полка "Азов", но живет в Москве. Все, впрочем, с историей в несколько месяцев. Очень неряшливо сделано".

Директор по маркетингу "Эльдорадо" Максим Колесников в одной из веток обсуждения, под постом Нины Мищенко, в диалоге с одним из пользователей ответил: "У нас ботов нет. Мы – не политическая организация, а коммерческая, а боты продаж не делают…Я получил на последние два дня несколько предложений о помощи в кризисном пиаре. Поэтому не думаю, что это – конкуренты, возможно, что это желающие контрагенты….Такими я вижу причины  и цель появления ботов в посте", – поясняет Колесников. В комментарии Retailers он уточнил, что у него нет предположений, в чьих интересах было "нагонять" ботов и добавил, что явно кто-то это организовал, нарочито небрежно, чтобы было видно, что это боты.

СЕО Newsfront PR Agency Владимир Дегтярев относительно ботов высказался в своем посте, опубликованном на странице социальной сети 4 ноября: "Мой внутренний сторонник "теории заговора" говорит, что, будь я недобросовестным конкурентом "Эльдорадо", я бы решил, что это идеальный момент раскачать лодку и подкинуть говна на вентилятор, заказав ботоферму с текстами, схожими с позицией компании, но безграмотными и оскорбительными. Увы, опыт говорит, что чаще наиболее вероятный вариант – реален, и скорее всего, эго собственника/топ-менеджера может искривлять реальность и мешать принимать взвешенные решения".

В комментарии Retailers Владимир Дегтярев отметил, что у компании были истории, когда внезапно проявлялись атаки на клиентов. "Новость, связанную с компанией, вдруг активно начинали перепощивать – по 2 000-3 000 в сутки, на протяжении пары дней. После чего активность стихала. Очевидно, что это делалось не просто так. Если судить со стороны, казалось, что это заказ, чтобы навредить компании", – говорит эксперт. Он добавляет, что в случае с "Эльдорадо" из-за резких комментариев директора по маркетингу в ветках обсуждения у читателей вполне может возникать сомнение в том, что сеть не имеет отношения к ботам.

Никита Коваленко Digital Fox, директор по маркетингу и рекламе интернет-медмаркета Apteka24.ua в комментарии Retailers отметил следующее:

"Если говорить о теме использования ботов. Такие услуги на рынке есть и стоят они недешево. Обычно их действительно используют в политических кампаниях, но и в коммерческих проектах они работают очень активно.

В случае с "Эльдорадо" есть два варианта: либо это боты ритейлера, либо – нет. Если это ход коллег из "Эльдорадо", хотя я и сомневаюсь в этом, то это очень топорный, но эффективный ход для того, чтобы еще больше привлечь внимание и повысить градус скандальности промо-кампании, увеличив охват и привлечь внимание не только коллег по маркетингу, а также поддержать интерес к этой теме чуть больше, чем на протяжении трех дней. Учитывая, что подобные комментарии есть не только в посте топик-стартера, но и в других постах, которые мне бегло удалось прочитать сегодня на эту тему, можно предположить, что это все же комплексный подход.

Если это не "Эльдорадо", тогда варианта два. Это либо действия структур, оказывающих услуги накрутки комментариев и охвата постов в соцсетях (так называемые ботоводы) или, грубо говоря, "черные" смм-щики, которые таким способом демонстрируют свои возможности сети "Эльдорадо" (как потенциальному клиенту) или же мстят за что-то. Не исключаю, что кто-то из конкурентов решил подогреть "скандал" вокруг "Эльдорадо", но это очень маловероятно. Зная, как принимаются решения и как утверждаются бюджеты на такие активности, это звучит слишком фантастически для украинского диджитал-рынка.

Обновлено// Эльдар Нагорный рекомендует бороться с ботами следующим образом: "Жалуйтесь на них массово. Собирайте 10, 20, 30 коллег и все подавайте жалобы на фейк-аккаунт (не забыть поставить галочку – передать в Facebook). Это помогает. Простых ботов отстреливают быстро"//.

Автор: Вероника Гаврилюк

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram и в Facebook Messenger, (обновление раз в день), а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.