Каким был 2015 год для украинского eCommerce и что ждет онлайн в будущем

19.02.2016
2686

www.vedomosti.ru

Чем закончился для украинского e-commerce прошедший 2015 год, какие основные тренды и этапы развития ждут его в этом году и, главное, о том, что же ждет украинский рынок электронной коммерции в будущем, IGate удалось поговорить с рядом отраслевых экспертов и непосредственных участников рынка

Каким был 2015 год для украинского eCommerce

2015 год для украинского рынка eCommerce стал самым сложным за последние 5 лет. Впрочем, даже не смотря на общую тенденцию снижения покупательской способности у украинцев в следствие обвала курса национальной валюты и роста цен на продукты питания и коммунальные услуги — рынок все же смог показать определенный рост.

Ирина Холод, CEO Ukrainian E-commerce Expert:

По моему мнению, 2015 год для украинского e-commerce ознаменовался массовым переходом из офлайна в онлайн. Уже стали стираться границы между обычной традиционной розницей и e-commerce. Компании используют любой канал продаж, который удобен клиенту. Этому способствовало несколько факторов — появление 3G, дальнейшее проникновение Интернета и увеличение пользователей мобильных устройств. Также стоит отметить рост и в отраслях, которые предоставляют сервисные услуги для рынка. Кроме того, не осталось не замеченным появление в Украине такого сегмента e-commerce как государственные онлайн-закупки.

Антон Вокруг, CEO DataProm:

Думаю, не буду оригинальным, если скажу, что ситуация в Украине не самая лучшая, в любом бизнесе, в том числе и в электронной коммерции. Из-за войны в стране, география рынка интернет-коммерции уменьшилась практически на 20%. Имеется ввиду Крым и Донецк, ведь не секрет, что для интернет-коммерции это были прибыльные регионы. Да и общая стагнация экономики во время войны повлияла на рынок в целом.

Общие прогнозы на 2015 год были очень неутешительными, но на удивление экономика стала оживать и рынок интернет-торговли стал показывать интересные сигналы, например, в середине года фонд Horizon Capital приобрел долю в крупнейшем украинском интернет-магазине Rozetka.Ua. Это очень сильный сигнал доверия к нашей экономике.

Знаменательным в 2015 году также было подключение Украины к 3G-связи, что очень положительно повлияло на проникновение интернета в Украине и рост мобильного е-коммерс.

Рост или падение объема рынка с 2014 по 2015 год оценить сложно, оценки разные: в долларах падение на 30–40%, а в гривне — рост на 20-25%. Такой вот казус.

Роман Киригетов, CEO «Метнись Кабанчиком»:

Мы работаем в сфере С2С с 2012 года и можем отметить значительный рост этого сегмента e-commerce в прошедшем году.

Только на Kabanchik.ua оборот онлайн-заказов услуг на декабрь 2015 года по сравнению с декабрем 2014 вырос в 5 раз. Средний чек увеличился на 75% до 370 гривен за одну услугу и продолжает расти.

Денис Горовой, директор по развитию Prom.ua (Allegro Group Ukraine):

Товарооборот в e-commerce в 2015 году вырос до 60%, количество заказов — на 30% по сравнению с прошлым годом.  При этом Prom.ua растет быстрее рынка — наш товарооборот в 2015 году вырос вдвое по сравнению с 2014 годом и достиг 4,9 миллиарда гривен.

Также нужно отметить, что доля покупок с мобильных устройств растет и будет расти. Благодаря 3G в Украине в два раза по сравнению с прошлым годом возросла частота использования мобильных телефонов для онлайн-шопинга. Каждый пятый товар, приобретенный в интернете, приобретен с мобильного.

Кроме того, в прошлом году существенно вырос спрос на товары украинских производителей, товарооборот в данном сегменте — в 3 раза, а количество заказов — на 130%. 

Основные тренды и этапы развития е-сommerce в 2016

Ирина Холод, CEO Ukrainian E-commerce Expert:

Рынок будет расти благодаря тому, что клиенты уже привыкли покупать разные товары и не боятся приобретать новинки в Интернете.

Люди ценят время и простоту, и онлайн покупки дают возможность экономии. Причем, как для делового работающего человека, так и молодой мамы, у которой нет возможности ходить по многим магазинам. Простота заключается и в том, что с помощью девайса под рукой можно легко купить товары через приложение или мобильную версию сайта, и в том, что товар всегда есть в наличии, а также возможность сразу оплатить.

Думаю, что активная рекламная политика больших игроков должна привлечь новых покупателей из отдаленных населенных пунктов страны.

Антон Вокруг, CEO DataProm:

Немаловажное значение для рынка именно онлайн-торговли имеет выход больших оффлайн-ритейлеров в интернет, таких как Фокстрот, Эльдорадо, Comfy. Именно эти компании будут двигать рынок интернет-коммерции в 2016 году.

Если говорить лично про мое мнение и видение вопроса, то я считаю, что те интернет-магазины, которые были гибкими в ценообразовании и достаточно новаторскими, экспериментировали с различными маркетплейсами как DataProm или, к примеру, Prom.ua - выживут и дальше, приобретя колоссальный опыт.

Лично я являюсь сторонником понимания, что кризис это, в первую очередь, возможности. Я вижу, как поднимаются украинские производители, например, в сфере одежды, предлагая отличный товар за конкурентную стоимость; как они выходят в онлайн-продажи, ведя очень оригинальные коммуникации с потенциальными клиентами.

Роман Киригетов, CEO «Метнись Кабанчиком»:

Хочу отметить, что сфера С2С в е-сommerce становится все более безопасной. Если в 2012 году к проверке персональных данных пользователи относились очень критично, то сейчас верификация паспортных и других данных становится обычным процессом. В этом году будут набирать популярность автоматизированные системы верификации пользователей: BankID, Webmoney аттестат и другие им подобные.

Денис Горовой, директор по развитию Prom.ua (Allegro Group Ukraine):

В 2016 году интернет-магазинам нужно работать над мобильной версией сайта/мобильным приложением, широтой ассортимента, больше внимания уделять персонализации, а также повышать уровень сервиса и качество обслуживания. 

Что же ждет E-Commerce в будущем?

Ирина Холод, CEO Ukrainian E-commerce Expert:

Рынок е-commerce становится более профессиональным. Многие игроки формируют полноценные бизнес-стратегии, знают своих покупателей «в лицо», тем самым моделируют и предопределяют поведение клиентов. 

Стоит отметить, что в Украине уже появилось несколько полноценных маркет-плейсов на основе действующих Интернет-магазинов. Большие игроки, которые имели четкую отраслевую направленность, теряют границы в формате торговли. Например, Lamoda.ua, Prom.ua и Rozetka. Даже не профильные для этого рынка бизнесы, например, банковский сектор, создают маркетплейсы для расширения своего набора услуг. 

И конечно, не стоит забывать, что интернет не имеет границ, и возможность легко покупать товары на зарубежных ресурсах уже существует и эта тенденция будет только увеличиваться.

Антон Вокруг, CEO DataProm:

Если говорить о прогнозах, то в 2016 году я вижу только рост. Связанно это будет с дальнейшим подключением и улучшением 3G-связи, как в городах-миллиониках, так и в регионах. Это значит, что рост будет за счет мобильного е-commerce.

Как рекомендация интернет-магазинам: подумайте о своих мобильных версиях сайтов.

В цифрах, я думаю, общий рост интернет-коммерции будет не менее 20%, это средняя цифра по разным оценкам. А из-за стихания военного конфликта общая экономика Украины будет показывать положительные сигналы роста, что приведет к увеличению общей покупательской способности. Надеюсь, еще удастся и реформы провести в 2016 году, тогда все у нас будет хорошо.

Роман Киригетов, CEO «Метнись Кабанчиком»:

В 2016 году на рынке С2С мы прогнозируем появление нескольких новых игроков, которые попытаются занять лидирующие места в узких нишах услуг и товаров. В первую очередь это пока не очень конкурентная ниша хенд-мейд товаров, популярные в офлайне ниши услуг (автоуслуги, финансовые и юридические услуги), а также ниша аренды/ проката техники и строительного инструмента.

Денис Горовой, директор по развитию Prom.ua (Allegro Group Ukraine):

С 2016 года роль маркетплейсов в e-commerce существенно возрастет — для большинства предпринимателей они станут основными каналами сбыта. Предприниматели будут стремится продавать там, где уже есть покупатели - на маркетплейсах, а не заниматься привлечением покупателей на свои отдельные сайты.

Подводя итоги

Согласно данным, полученным в ходе исследования украинского рынка электронной коммерции компанией Ukrainian E-commerce Expert, существует определенный рос заинтересованности покупателей в иностранных рынках. Потребители перестают бояться заказывать товары в «далеких» магазинах и готовы покупать, даже несмотря на большие сроки доставки — если видят в этом личную выгоду.

Вполне возможно, что уже в ближайшем времени иностранный рынок е-commerce существенно «потеснит» украинский, заставив наши компании «взяться за ум» и активнее заняться повышением лояльности клиентов.

Источник: igate.com.ua

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.