Интернет вытаскивает из кризиса средний и малый бизнес Украины

24.11.2015
2668

elbuz.com

Несмотря на кризис, девальвацию валюты и военные действия, рынок почтовых отправлений продемонстрирует в этом году уверенный рост, об этом говорится в прогнозе на 2015 год крупнейшего частного почтового оператора «Новая Почта» (предоставлен по запросу ЛІГА.net). Объем рынка экспресс-доставки товаров в Украине вырастет на 31% по сравнению с прошлым годом и составит примерно 8,5 млрд грн

Как говорит директор по развитию «Новой Почты» Максим Рабинович, основная причина роста — развитие малого и среднего бизнеса в стране. Быстрее всего рос рынок посылок до 30 кг — на 42% в этом году. Рынок небольших грузов растет, главным образом, за счет развития e-commerce в Украине. По данным «Новой Почты», на продажу товаров онлайн уже приходится около 23,5% от всех экспресс-отправлений.

Данные: «Новая Почта»

Согласно информации от одной из крупных украинских логистических компаний, в 2015 году на рынке e-commerce будет отправлено около 80 млн посылок, что на 30–40% больше, чем в прошлом году.

Рост только в гривне 

Данные «Новой Почты» подтверждают крупнейшие участники рынка, работающие в сегменте онлайн-торговли. Генеральный директор международного центра интернет-торговли Allbiz Дмитрий Лисицкий оценивает средний рост рынка e-commerce по всем направлениям в сегменте (b-to-c -продажи частным лицам) примерно на 20-30% в гривне.

Напомним, что, по оценке Украинской ассоциации директ маректинга (УАДМ), объем рынка e-commerce по итогам 2014 года составил $1,6 млрд (в объем включены только B2C-продажи новых товаров).

Летом этого года президент УАДМ Валентин Калашник озвучивал похожий прогноз на 2015 год. По его данным, рынок электронной коммерции (b-to-c) в гривне вырастет в этом году примерно на 25%, а в долларах просядет на 30–35%, до $1,1 млрд. Сейчас он подтвердил свой прогноз.

В 2014-м, по данным УАДМ, в гривне рынок увеличился только на 19% (в долларах просел на 20%). «Если измерять рынок не в деньгах, а в количестве отправлений, то он в этом году точно вырос, а в 2014 году уменьшился», — добавил Калашник.

«Естественно, быстрее всего растут «молодые» товарные категории. А электроника растет медленнее в процентном отношении, так как это уже довольно развитая категория. К тому же она в основном состоит из импортных товаров. Их цены привязаны к доллару», — рассказывает Лисицкий. По его словам, менее развитые в онлайне группы, такие, как, к примеру, товары для дома, мебель, спортивные товары, растут намного лучше — в интернете это пока все еще развивающиеся сегменты. «Но в целом в этом году рост произошел по всем категориям товаров в диапазоне от 10 до 50%», — подчеркивает он.

Товарооборот Всеукраинского торгового центра в интернете Prom.ua в 2015 году вырос в два раза по сравнению с 2014-м. «Если в январе-октябре прошлого года через нашу торговую площадку было продано товаров на 1,5 млрд грн, то за аналогичный период текущего года уже 3,2 млрд грн», — сообщили ЛІГА.net в пресс-службе компании. Причем это касается только сделок, оформленных непосредственно онлайн: когда покупатель положил выбранный товар в корзину и нажал кнопку «купить». Как утверждают в компании, реальное количество заказов с учетом оформления через другие каналы — звонок по телефону, сообщения — гораздо выше. По ее оценкам, доля таких сделок составляет не менее 40%. 

По данным Prom.ua, в лидерах роста этого года одежда, обувь, аксессуары, мобильные телефоны.



В пресс-службе одного из крупнейших игроков в сфере продажи одежды через интернет lamoda.ua говорят, что одним из факторов увеличения объема заказов через их сайт стал уход с украинского рынка многих офлайн-ритейлеров (River Island, New Look, Esprit, Steve Madden). «Ушедшие с рынка бренды остаются доступны онлайн на Lamoda.ua», — отмечают в компании. Еще одна причина перехода покупателей одежды в онлайн — более высокие цены в обычных магазинах. Хотя в lamoda.ua заявляют, что украинцы стали и в онлайне платить за единицу товара в среднем на 20% больше

Лисицкий говорит, что перспективу роста он видит даже не столько в продаже товаров через интернет для частных лиц, сколько в сегменте бизнес-продаж (b-to-b). По его словам, количество заявок на товары от различных компаний, отправленных на Allbiz, практически удвоилось за прошедший год. «Аналогичную динамику мы видим и в деньгах. Мы выросли примерно на 40%. Но этот рост немного отстает по статистике, так как наши клиенты сначала зарабатывают сами (оформляют сделку), а потом делятся доходами с нами», — рассказывает Лисицкий.

Он утверждает, что кризис и война стали сильным толчком к изменениям. Основные клиенты Allbiz — компании малого и среднего бизнеса, заказывающие друг у друга товары. «Но в этом году к нам приходили большие украинские промышленные холдинги и советовались, как торговать дальше. Раньше они сидели на прямых договорах по поставкам — в Россию, к примеру. Сейчас им приходится смотреть на другие каналы сбыта продукции», — рассказывает топ-менеджер. По статистике Allbiz, сейчас в сфере b-to-b хорошо растут продукты и напитки (+44%), сельское хозяйство тоже выросло больше чем в два раза. Продают семена, зерно, удобрения.

Лисицкий констатирует: компании из России — по-прежнему основной заказчик у украинских предприятий в интернете. «Одно время мы видели падение спроса — в пиковые периоды военного противостояния. Но потом он восстановился. В данном случае я говорю не по объему уже действующих контрактов, а по объему новых сделок, заключенных в этом году», — поясняет он. Другие активные страны — Турция, Польша, Румыния, Казахстан. «Все растут равномерно, и структура заказов в принципе не меняется», — резюмирует менеджер.

Источник: biz.liga.net

 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.