Apple застолбила внешний вид планшета. Останется только iPad?

01.10.2015
2108

www.telegraph.co.uk

Американская компания Apple зарегистрировала в Украине необычную торговую марку (ТМ) — очертания планшета. Эту ТМ несложно найти в обновленной базе данных свидетельств на интеллектуальную собственность Укрпатента. Права на новую ТМ Apple начнут действовать на территории Украины с 12 октября. Под изображение торговой марки подходит практически любой планшет, независимо от цвета корпуса или диагонали его экрана

Редакция ЛІГАБізнесІнформ выяснила, каким образом компания из Купертино получала ТМ на планшет и для каких целей она может использовать столь абстрактную ТМ в Украине.

Тернистая история

Как рассказал старший юрист юридической фирмы Astapov Lawyers Илларион Томаров, у регистрации этого документа любопытная история. «Изначальную заявку Apple подала еще в 2010 году на Ямайке вместо традиционных для себя США. А уже на ее основе подала заявки в ряде стран, включая и сами Штаты», — рассказывает Томаров. В Украине подобная заявка была подана только в апреле 2015 года.

эпл .jpgПо информации Томарова, в США после продолжительного рассмотрения заявка Apple получила отказ. По его мнению, основанием для отказа могло быть отсутствие различительной способности для тех товаров, которые не выглядят как iPad. То есть торговая марка не содержала исключительно уникальных характеристик продукта Apple. Под ее описание подходило любое аналогичное устройство других производителей.

Украинский закон тоже запрещает регистрировать в качестве торговой марки «обозначение, отражающее лишь форму, которая обусловлена природным состоянием товара или наделяет его существенной ценностью».

Однако нельзя однозначно утверждать, что регистрация такой торговой марки — прямое нарушение закона. Томаров говорит, что, во-первых, отсутствует достаточная практика применения данной формулировки, а во-вторых, она настолько нечеткая, что позволяет очень широко ее трактовать. «При желании эксперт мог бы отказать в регистрации, сославшись на нее, а при другом желании мог бы и не увидеть несоответствия», — рассуждает он.

Защита Яблока

Apple в Украине тщательно защищает свои права на интеллектуальную собственность. Компания из Купертино зарегистрировала у нас в общей сложности около 20 торговых марок, включая названия продуктов и различные вариации надкушенного яблока. Кроме того, компания обладает 22 украинскими патентами на промышленные образцы своих товаров: смартфоны, плееры, наушники, адаптеры. Среди них есть также патент от 2011-го на внешний вид iPad. В сопроводительных документах к патенту есть набор рисунков, на которых планшет демонстрируется со всех сторон и во всех деталях.

На рынке продаж планшетов в Украине доля Apple значительно уменьшилась за последние три года, говорит директор по маркетингу одной из крупных розничных сетей, пожелавший остаться неназванным. «Если раньше был iPad и все остальное, то теперь на планшет американской компании приходится около 3% рынка в штучном выражении (или около 2 000 в месяц). А лидерами в этом сегменте стали Lenovo и Samsung, продающие по 60 000 штук в месяц», — рассказывает собеседник ЛІГАБізнесІнформ. На украинском рынке также много дешевых китайских планшетов по цене несколько тысяч гривень.

Украинские юристы не солидарны во мнении, будет ли Apple при помощи нового свидетельства на общий вид планшета вытеснять конкурентов. «Зарегистрировав такую ТМ, компания получит права не только использовать данное изображение, но и запрещать его использование другим компаниям. Конечно, такая монополия может не понравиться другим производителям планшетов», — говорит директор патентно-юридической компании IPStyle, патентный поверенный Мария Ортинская.

Управляющий партнер юридической фирмы «Юскутум» Артем Афян считает, что если Apple и будет использовать в Украине новую ТМ в качестве запрета товаров, то это будет происходить опосредованно. «Зарегистрированный логотип очень похож на пиктограмму, часто обозначающую «планшет». Она может быть нанесена, например, на упаковку с товаром конкурента», — говорит он. А если запретить распространять упаковку, то и сам планшет дистрибьюторы уже не смогут реализовать.

В то же время Илларион Томаров считает, что конкурентам Apple в Украине не стоит опасаться нестандартной ТМ. «Если внимательно изучить перечень товаров, указанных в торговой марке Apple (лицевая сторона планшета iPad), то обнаружится, что самих планшетных компьютеров в списке нет. Там перечислены различные детали, оборудование (например, зарядные устройства) и даже экраны. Но ключевой девайс отсутствует», — подчеркивает он. С другой стороны, в документах свидетельства указано, что ТМ действует на все составляющие детали устройства.

Обнулить iPad

Признать данную ТМ недействительной будет не так-то просто: это долгий процесс. Жалоба в Укрпатент не будет иметь практического смысла. По словам Ортинской, аннулировать это свидетельство можно теперь только в судебном порядке, так как ему уже присвоен номер. По ее словам, конкуренты могут легко обосновать в суде свои намерения. «Если обратиться к определению торговой марки, то это обозначение, которое отличает товары или услуги разных производителей. Например, такими торговыми марками могут быть Apple, Samsung, LG и много других. К изобразительным обозначениям можно отнести надкушенное яблоко, которым компания маркирует свою продукцию. А вот очертание планшета для планшетов не будет иметь различительной способности», — подчеркивает патентный поверенный. Но, несмотря на относительно легкую возможность аргументации позиции конкурентов в суде, такие дела могут растянуться на длительный срок. В любом случае придется пройти две судебные инстанции (первую и апелляционную). 


Источник: biz.liga.net

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.