Из журналистов в предприниматели. История основательниц БУДЬ в UA

08.08.2017
1766

Год назад Алина Щербина и Катя Дорошевская бросили журналистскую работу ради бизнеса. Вместе они основали маркет украинских производителей БУДЬ в UA в Днепре. Для старта им понадобилась вера в себя и $1000. За год они провели уже 14 маркетов, регулярными участниками которых стали 500 украинских брендов

Алина Щербина и Катя Дорошевская родом из Днепра, но до 2016 года работали в Киеве на телеканале «Украина». В последние годы в столице наблюдался бум на всевозможные маркеты и барахолки украинских производителей. При этом в Днепре ничего подобного не было. Если в Киеве есть спрос, почему бы не попробовать провести похожий фестиваль в Днепре? Сказано — сделано. Для старта проекта девушкам потребовалось $1000. На них они купили рейлы для одежды, примерочные, зеркала — минимальное оборудование, необходимое для проведения ярмарки. 

Знакомые, друзья, бывшие коллеги поддержали идею — это придало начинающим предпринимательницам уверенности. Первый маркет прошел на ура. Девушки готовили его два месяца: арендовали картинную галерею, договорились с украинскими производителями. БУДЬ в UA собрал много гостей, снять сюжет о проекте приехало четыре телеканала. Как это часто бывает, денег на все не хватало, поэтому на первых мероприятиях им приходилось выполнять работу грузчиков, монтажников, хостес. Но отзывы от гостей и участников придавали им сил.

Если на первом мероприятии на площади 400 кв. м у них было представлено 40 участников, то  сейчас их маркет занимает 1000 кв. м и в нем принимают участие 110–120 брендов. С мая 2016-го они провели 14 мероприятий, около 1500 украинских брендов отправили заявку на участие в БУДЬ в UA, 500 из них стали регулярными участниками. Сейчас БУДЬ в UA стал ежемесячным, а иногда проводится 2–3 маркета в месяц на партнерских мероприятиях.

На фото: празднование дня рождения маркета

Дальше только рост

Цены на участие в ярмарке БУДЬ в UA демократичные: от 800 грн в зависимости от категории места и площади. 

Начинающим предпринимательницам понадобилось около полугода, чтобы выйти в ноль. Девушки тратятся на маркетинг и аренду помещения. Эта сумма составляет приблизительно по 25–30% от общего бюджета, 10–15% занимают расходы на покупку оборудования, еще 10–15% — фотозоны, все оставшееся — зарплата команды, монтажников, охранников. 

В команде на постоянной основе работает пять человек: два основателя, ивент-менеджер, контент-менеджер и SMM-специалист. На время маркета они привлекают около 30 человек: охрана, грузчики, монтажники, водители, горничные, хостес, промоутеры.

За выходные один маркет в среднем посещают около 5 000–7 000 гостей. По данным опроса БУДЬ в UA, около 60% посетителей уходят с маркета с покупкой. Средний чек — 1 500 грн. Самые востребованные категории — женская одежда в сегменте «средний», «средний+» (платье — 1 000–1 800 грн, пальто 2 500–4 000 грн, сумка 800–1 800 грн). 

Для продвижения проекта девушки работают с лидерами мнений, заказывают наружную рекламу, рекламу на радио, раздают листовки, рассылают личные приглашения. 

«Мне нравится работать с Алиной и Катей, они великолепные организаторы, душевные и с юмором», — делится своими впечатлениями модельер Александр Васильев (марка VASILYEV).

Для участников маркеты — это не только канал продаж, но и способ получить обратную связь от покупателей. «Я узнаю, насколько мой товар востребован, вижу конкурентов, понимаю, как садится изделие на клиента, вижу свои недостатки и могу над ними работать, анализирую спрос», — рассказывает создательница модного бренда ALSO Алина Соболевская. 

«На большинство маркетов люди приходят потусить-покушать. Сюда приходят именно за покупками. Это фишка БУДЬ в UA», — рассказывает дизайнер бренда GEPUR Дмитрий Жеребчук. 

Осенние и весенние маркеты самые востребованные, на уровне с предновогодними. Летнее время — это затишье, поэтому для организаторов это время экспериментов. Этим летом основательницы запустили коллаборацию с фестивалем уличной еды «Городской пикник» и  планируют продолжить сотрудничество до конца сезона.

Алина Щербина и Катерина Дорошевская — бизнес-компаньоны, которые нашли друг друга

«Кто-то один из нас не смог бы «потянуть» это все, потому что организация мероприятий — это огромная физическая и эмоциональная нагрузка, — делится своим мнением Катерина Дорошевская. — Это всегда риск и стресс. Мы зависим от погоды, техники, от людей — подрядчиков и участников. Выдохнуть можно только после того, как все гости ушли, участники уехали, а оборудование доставлено на склад».  

«У нас так случается, что если кто-то один падает духом, второй партнер обязательно на подъеме. Мы подошли друг другу. И в любой момент можем заменить друг друга или «перехватить» задачу», — рассказывает Алина Щербина.

Автор: Александр Шокун