Александр Высоцкий: «Хотите вырастить бизнес? Забудьте о моральном комфорте»

Чтобы вырастить бизнес, его основателю нужно быть готовым развиваться быстрее, чем компания, и забыть о моральном комфорте. Об этом в своей колонке рассказывает основатель «Высоцкий Консалтинг», консультант с многолетним стажем Александр Высоцкий

Рост бизнеса — это вопрос амбиций и смелости его основателя. Вырастет ли бизнес, зависит от собственного решения создателя и постановки цели. Не так много предпринимателей хотят иметь крупный бизнес. Большинство стремится заполучить себе теплый стул, комфортное рабочее место или заниматься любимым делом, самореализацией.

Бизнес — это не про налоги и даже не про маркетинг. Бизнес — это про людей. Если владелец бизнеса не понимает людей, как их нанимать, как с ними иметь дело, стимулировать, чтобы они росли вместе с бизнесом, то у такого владельца нет будущего. Почему многие бизнесы застряют на низком уровне? Многие думают о сервисе, обслуживании, ценах, маркетинге, но практически никто не думает о том, что придется проводить много времени с людьми, мотивировать их. Для многих владельцев бизнеса работа с людьми становится непредвиденным препятствием. Чтобы сделать большой бизнес, предпринимателю нужно перейти с уровня наблюдателя к человеку — создателю группы, объединителю людей, лидеру.

Собственник, вовлеченный в оперативную деятельность, не сможет вырастить бизнес. Основатель становится слабым звеном компании, если его организация работает по принципу «барин и холопы». Такой собственник решает все важные вопросы, и у него есть исполнители функций, которые напрямую не участвуют в процессах принятия решений. Через этот этап проходит каждый бизнес, потому что это естественно. Практически каждый бизнес, решая проблему первой фазы роста, создает себе большую ловушку в будущем. Наступает момент, когда владелец, он же топ-менеджер, перегружен, потому что на нем все, и не дай бог ему заболеть: бизнес остановится. Это тяжелый этап, потому что в этот момент нужно перестроиться, распределить свои функции, создать структуру компании. Для многих собственников это большой психологический перелом. «Квантовый» переход на новый уровень не могут осуществить 90% компаний, и поэтому они остаются маленькими.

Перестройка затрагивает фундаментальные принципы, которые начинаются с того, какова роль самого владельца, какова роль топ-менеджеров, как они должны взаимодействовать, какие процедуры регламента, и этого никогда не сможет привнести кто-то сторонний. Это должно идти от владельца. Можно привлекать топ-менеджеров, которые решают задачи в своих областях, но когда дело касается перестройки всей системы, ее нельзя сделать снизу. Собственнику приходится  подтягивать свои знания и свои навыки и начинать делать то, чего он раньше никогда не делал.

Некоторые бизнесы можно развивать на свои деньги, некоторые без привлечения сторонних ресурсов просто физически невозможно вырастить. Если вы, например, разрабатываете гаджет, то можете провести предварительные исследования за свой счет, занять у друзей и сделать прототип. Когда речь заходит о массовом производстве или маркетинге, вам понадобятся деньги, и от этого никуда не деться. Лучше держаться до последних сил без инвестиций, стараясь сделать все самому, но при этом не жертвовать скоростью развития. Если ты видишь, что теряешь скорость из-за того, что тебе не хватает ресурсов, имеет смысл привлекать инвестиции. Кредиты — это хороший инструмент, когда бизнес уже что-то собой представляет.

Финансы — это мерило всего, что мы делаем в бизнесе. Владение финансами позволяет собственнику сохранить здравомыслие, понимать, где он находится. Если собственник не разбирается в финансах, это все равно, что он делает бизнес вообще не осознавая, куда он идет и как быстро, а это скользкая дорожка. Но чтобы вырастить бизнес, необходимо построить такую систему, которая позволяет оперативное управление финансами передать руководителю. Принятие решения в области финансов прибивает бизнесмена к оперативной деятельности. Если собственник вовлечен в управление финансами, он обычно теряет стратегическую точку зрения и не может посмотреть на свой бизнес с высоты птичьего полета. Компания теряет стратега, и рост прекращается.

Бизнесмен должен быть готов развиваться быстрее, чем компания. Это значит, что ему придется постоянно лезть из кожи вон, чтобы освоить что-то новое, выучить какие-то трюки. Бизнесмен будет постоянно сталкиваться с вызовами, к которым он не готов. Надо осознавать, что это естественный и неумолимый процесс. Предприниматель должен выработать в себе азарт. Если на вас свалилось то, в чем вы ничего не понимаете, нужно воспринимать это, как новую возможность для бизнеса, и с энтузиазмом браться за ее реализацию.

Хотите вырастить бизнес? Забудьте о моральном комфорте. Если вы представляете себе свою жизнь так: вот мой кабинет, мои книги, моя секретарша, мой кожаный диван, и я прихожу туда, и все повторяется изо дня в день, и бизнес расширяется, и все хорошо, то знайте — это полная ерунда. В бизнесе все время меняется обстановка, подходы, технологии, и единственный способ развития и выживания — это идти в ногу со временем и постоянно держать руку на пульсе.

Если собственник не подготовит себя морально, то обязательно застрянет, потому что будет сопротивляться изменениям и расстраиваться от осознания необходимости этих изменений. Изменений нужно не бояться, а, напротив, хотеть их.

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.