Как с помощью кредитных средств вырастить бизнес на 70% — кейс компании «Премьер Сокс»

10 лет назад Олег Хардин рискнул и взял кредит на создание производства носков. Сегодня его компания ежегодно выпускает 15 млн пар

Свои первые шаги в чулочно-носочном бизнесе Олег Хардин сделал сразу после школы. Отец, которому на работе выдали зарплату носками, предложил ему попробовать их продать и, таким образом, заработать себе на обучение в институте. Вчерашний школьник взял сумку с носками и отправился их продавать — предпринимателям на рынке и в местных магазинах Полтавы. Доход от такой деятельности был скромным, отец пошел навстречу и помог с оплатой образования. Но после четвертого курса Олег по результатам собеседования был принят на должность торгового представителя в компанию «Союз Виктан» и перевелся на заочную форму. «Минуло 15 лет, а собственники магазинов меня до сих пор помнят», — улыбается Олег. Затем он перевелся в компанию «Бриджтаун Фудз», где прошел путь от территориального менеджера в Украине до руководителя продаж региона в России.

Наемная работа не радовала Олега, он мечтал о своем деле. Вернувшись в 2007 году в Украину, он начал развивать дистрибуцию чулочно-носочных изделий.

Работа в дистрибуции позволила Хардину изучить рынок, понять, какая продукция и по какой цене будет востребована среди украинских потребителей.

В 2009 году Хардин решился и купил за $10 000 партию оборудования, часть которого была ровесницей самого Олега. Так началась жизнь компании Premier Socks. На покупку оборудования предприниматель потратил собственные деньги, и это решение не далось ему легко. Еще до кризиса 2008 года он взял ипотеку в долларах, поэтому пришлось выбирать между тем, чтобы частично погасить долг, который давил непосильностью, или рискнуть и купить оборудование. Желание открыть свое дело перевесило.

За семь лет общая сумма инвестиций в Premier Socks составила около $1,5 млн, а количество сотрудников превысило 200 человек. Собственная дистрибуция и производство дополняют друг друга. «Мы начали с продаж, в 2009 году открыли производство. Развивая дистрибуцию, мы развиваем новые территории, растет потребность в количестве продукции, ассортименте. Для реализации этих задач целенаправленно развиваем производство», — рассказывает Хардин.

Продукция Premier Socks представлена практически во всех национальных сетях Украины, таких как «ЕВА», «Метро», «Ашан», «Караван», «Фуршет», «Брусничка», «АТБ».

Premier Socks развивает собственные активные продажи в 10 областях Украины. «У нас сформированы команды торговых представителей и доставка продукции непосредственно в торговую точку. Наши покупатели — от бабушки на лотке, например, в Ковшаровке до ведущих национальных сетей», — рассказывает Олег Хардин. Развитие сетевой розницы, конечно же, постепенно оставляет за бортом неорганизованный ритейл.

По его словам, рынок очень конкурентен: на нем работают от мелких цехов до крупных компаний-производителей. Общий объем украинского рынка чулочно-носочных изделий составляет примерно 300 млн пар в год. Внутреннее производство покрывает 45% потребностей рынка, остальное приходится на импорт. Premier Socks производит около 15 млн пар в год.

Потребность украинского покупателя в среднем ценовом сегменте — достойное качество за доступные деньги. Чтобы удовлетворить этот спрос, Premier Socks покупает сырье у ведущих мировых производителей пряжи и создает яркие модели. Хардин говорит, что его компания конкурентна благодаря новому оборудованию, сырью мировых производителей, новым технологиям. 70% оборудования — новое и приобретено в 2015–2017 годах. Но самое главное — команда. «В нашей области никогда ранее не было производства подобной продукции. И я искренне рад тому, что каждый из нас готов учиться и совершенствоваться постоянно. Active & effective — это о нас», — говорит Хардин.

Многие скептически относятся к этому товару, как к какой-то мелочи. Общаясь с клиентами по вопросам платежей, Олег не раз слышал: «Подождите, нам надо сразу рассчитаться за продукты, а носки... Носки когда-то оплатим». На что он убедительно отвечал, что даже за хлебом человек идет в носках. 

По словам Хардина, они производят тот товар, который востребован покупателем ежедневно, всегда интересен и актуален. 

Сотрудничество с банками

«Когда я решил развивать производство, говорить с банками о займе под бизнес не было даже смысла. Диалог с ними прост: если у вас нет ничего, то вы можете смело рассчитывать на кредит на сумму этого «ничего» с учетом дисконтирования», — шутит Хардин.

Для удержания темпа развития постоянно возникает потребность в дополнительном финансировании. Кредитная линия — оптимальный продукт для компании.

Сейчас компания Хардина обслуживается в банке ПУМБ. Как отмечает Олег Хардин, основные средства производства он предпочитает покупать за собственные деньги. Кредит от ПУМБ позволил собственные оборотные активы направить на покупку оборудования, а кредитными деньгами восполнить потребность в оборотке. За счет этого производство выросло примерно на 70%.

Доля кредитных средств в обороте компании составляет не более 10% годового товарооборота. Оптимальной для компании он считает ту сумму кредита, которую они могут закрыть без ущерба для основной деятельности по требованию кредиторов в течение двух месяцев. В случае Premier Socks — не более суммы дебиторской задолженности.

«Развивать бизнес на собственных средствах — это хорошо. Но передвигаться мы можем не только пешком, мы можем использовать велосипед, автомобиль и прочий транспорт. Для более быстрого развития наша компания воспользовалась предложением нашего банка-партнера ПУМБ. Приятно сотрудничать с теми, у кого есть понимание бизнеса и желание развиваться совместно. Мы были удивлены скоростью принятия решений, четкостью запрашиваемой информации», — объясняет Хардин. Сотрудничество с банком ПУМБ позволило увеличить рентабельность бизнеса. Финансист по образованию, Хардин, умеет считать и принимать взвешенные решения. Чтобы сохранять реальную стоимость денег, нормальной процентной ставкой считается та, что приближена к годовому проценту инфляции.

По словам Олега, банк даже предлагает им больше денег, но он отказывается — боится расслабляться.

Кредитные средства позволили компании активно работать над запуском новых производственных площадок и развитием других направлений. Так, в данный момент компания ищет площади для расширения производства трикотажного направления и выпуска полного спектра чулочно-носочной продукции. 

«Бизнес в Украине — это и вызов и возможность одновременно. Мы его достойно принимаем, с оптимизмом смотрим в завтрашний день», — говорит Олег Хардин.

Автор: Александр Шокун

 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.