Арт-завод «Платформа» — от дополнения к «Дарынку» до успешного бизнеса

22.09.2017
1383

Источник фото: artzavodplatforma.com

Хорошая локация — секрет успешного бизнеса в девелопменте. Арт-завод «Платформа» — исключение из этого правила. Это пример того, как старые промышленные здания могут обрести вторую жизнь и стать успешным бизнесом

Вы заметили, что на выходных центр Киева как-то опустел и у очередного антикафе не толпятся блогеры, дизайнеры и журналисты? Скорее всего, они находятся на Арт-заводе «Платформа», где проходит очередной фестиваль. Съесть улитку с медовой начинкой, купить винтажное платье, книгу редкого издания и провести прямую трансляцию в Instagram с выступления молодой украинской группы — вот за чем киевская молодежь съезжается со всего города на окраину — станцию метро «Лесная».

Немного истории 

История Арт-завода берет свое начало в 2002 году после открытия ТЦ «Дарынок». Именно открытие торгового центра в одном из цехов бывшего Дарницкого шелкового комбината послужило отправной точкой для облагораживания промышленной зоны. «Дарынок» занимает 68 000 кв. м бывшего комбината, а Арт-завод — 120 000 кв. м.

Главным инвестором «Платформы» является компания, созданная израильским бизнесменом Офером Керцнером, City Capital Group, которая также выступает главным девелопером маркет-молла «Дарынок». Инвестиции в Арт-завод составили EUR3 млн, однако изначально «Платформа» создавалась как способ привлечения трафика в «Дарынок». Как рассказывает директор «Платформы» по маркетингу и PR Сергей Соколов, новый толчок для развития «Платформа» получила после революции 2014 года. «Хотелось собрать где-то всю креативную молодежь Киева, создать для них возможности для самореализации и показать, что жизнь бьет ключом», — рассказывает Соколов. Первым мероприятием на Арт-заводе стал фестиваль уличной еды, который, кстати, старше самой «Платформы» на год — фестивали проводились еще с 2013-го на парковке возле «Дарынка».

 

Источник фото: kiev.vj.ua

В год на «Платформе» проводится 10 фестивалей уличной еды, включая два фестиваля «Белые ночи», а также 9 барахолок «Кураж Базар». Они и являются локомотивами развития «Платформы». По словам арт-директора "Платформы" Романа Тугашева оборот одного фестиваля уличной еды составляет 2,5 млн грн. Основную же часть доходов приносит аренда помещений — на территории Арт-завода проводятся IT- конференции и фестивали, художественные выставки, семинары и мастер-классы. 25 000 кв. м «Платформы» занимает коворкинг. Согласно данным JLL, средняя ставка на 1кв.м офисной недвижимости Киева составляет $20-30 и, при вакантности 15-20%, годовой арендный доход коворкинга Арт-завода может составлять $5-7 млн.

Первые годы работы Арт-завода целевой аудиторией считались представители креативной экономики: дизайнеры, архитекторы, журналисты. Со временем ориентиры немного изменились — теперь деятельность «Платформы» направлена на семью. Скорее всего, это связано с тем, что основные активности Арт-завода приходятся на выходные дни, когда молодая семья может собраться вместе и приятно провести время на очередном фестивале. Как отмечает Сергей Соколов, средняя посещаемость Арт-завода «Платформа» за выходные —15 000 человек, однако один из бывших арендаторов рассказал, что эти показатели часто преувеличиваются. Один из участников фестиваля — директор Ulitka Bar Евгений Гонтарук утверждает, что поток посетителей сформировался и является постоянным. «Колебания, конечно, есть, но они связаны, в большинстве случаев, с погодными условиями», — говорит Евгений. Евгения Манжосова (Manzhosova Patisserie) рассказывает, что, несмотря на бессонные ночи, потраченные на подготовку, на фестивале уличной еды у нее открывается второе дыхание и работа проходит легко. 

Источник фото: s.gvult.com

Цена аренды на «Платформе» варьируется от 5 000 до 150 000 грн за два дня фестиваля, 1 кв. м стоит около 800–900 грн. Стоимость и условия зависят от бренда, который арендует площадку, и от того, есть ли в наличии собственный стенд, который также можно арендовать на «Платформе». Траты на аренду могут не окупаться, ведь для участия владельцы заведения должны арендовать оборудование, привезти его на «Платформу», заплатить за монтаж и демонтаж. Молодой бренд такие траты не окупит за выходные, поэтому они идут на фестивали не ради прибыли, а ради своего продвижения и привлечения новых клиентов. «Мы понимаем, что стоим на Арт-заводе для нашего промоушена — чтобы о нас узнало большее количество людей», — рассказывает Евгения Манжосова.  

Создатель Soul Kitchen Максим Волынец высказывает идею о том, что было бы неплохо попробовать новые форматы в работе «Платформы», ведь все фестивали и мероприятия рано или поздно станут обыденностью для киевлянина. «Платформа» находится на Левом берегу Киева, и если в центре города откроется подобное пространство, Арт-завод может потерять часть своих посетителей.

Арт-завод и «Дарынок»

Ближайший сосед Арт-завода «Платформа» ТЦ «Дарынок» претерпел некоторые изменения после открытия «Платформы». В 2016 году «Дарынок» провел рестайлинг из-за изменения своей аудитории за последние годы. «Дарынок» следил за тем, чтобы его арендаторы имели странички в социальных сетях и активно занимались своим продвижением. Такой стратегии требует новая молодая аудитория «Дарынка», появившаяся благодаря «Платформе». «Сегодня аудитории «Дарынка» и Арт-завода действительно пересекаются, — отмечает Наталья Кравец, глава департамента торговой недвижимости Colliers International, — но «якорем» этого района все же является «Платформа».

Источник фото: eda.ua

Арт-завод «Платформа» — один из первых примеров ревитализации промышленной зоны в Киеве и Украине. «Платформа» вполне может стоять в одном ряду с аналогичными проектами в Европе, США, — отмечает Елена Коронотова, управляющий партнер idny, — хотя неплохим решением для развития проекта стала бы нагрузка Арт-завода в будние дни». Пиковая нагрузка на «Платформу» приходится на выходные дни, когда на Арт-заводе проводятся фестивали и концерты. «Примеры подобных концепций в других странах мира говорят о том, что возможно создать постоянный трафик в подобные пространства. Например, в этом году нам довелось изучать пространство PMQ, ревитализированный концепт в центре Гонконга. Это и многофункциональная ивент-площадка, и коворкинг, и офисный центр, и пространство для ритейл-резидентов с небольшими шоу-румами — такой своеобразный торговый центр. В других примерах за рубежом еще встречаются отели/хостелы в дополнение в подобных локациях. Это все функции, которыми можно наполнять пространство», — рассказывает Елена Коронотова.

Несмотря на загруженность только по выходным, с задачей увеличить трафик «Дарынка» Арт-завод справился на отлично. В 2016 году 40% посетителей фестивалей и выставок на Арт-заводе заходили в маркет-молл. Арт-завод «Платформа» можно считать не только хорошей локацией для работы или проведения молодежных мероприятий, но и отличным коммерческим проектом, который нашел свое место на карте Киева.

Автор: Дарья Янченко

 

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram (обновление раз в день), а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.