Как национализация «ПриватБанка» отразится на рынке e-commerce

29.12.2016
1798

segodnya.ua

 

Одной из главных новостей уходящего года стала приватизация «ПриватБанка». Онлайн-эквайрингом LiqPay от «ПриватБанка» пользуются более 7 000 украинских интернет-магазинов. Для крупного e-commerce в краткосрочной перспективе ничего не изменится, альтернативу может искать только мелкий и средний бизнес, опасаясь государственной регуляции платежей с карты на карту. Эксперты сходятся во мнении, что внедрение инноваций замедлится, но значительного перераспределения на рынке интернет-эквайринга не случится

Уже государственный «ПриватБанк» выпустил сегодня утешительный релиз для интернет-магазинов, которые принимают к оплате карты банка: комиссия с торговой точки при зачислении средств для метода оплаты «Приват24» в LiqPay составит 1% (минимум 3 грн) и будет действовать при оплате зарплатными, социальными или любыми другими картами для выплат «ПриватБанка». По информации «ПриватБанка», стандартный тариф при оплате картами покупок в интернет-магазинах через сервис LiqPay составляет 2,75%.

По мнению директора и управляющего партнера PayForce Ивана Истомина, в 2017-м в сфере e-commerce появятся новые игроки, предлагающие услуги приема платежей для e-commerce.

«На рынок выходят профессионалы высокого уровня: бывшие члены правления «ПриватБанка»: например, Дмитрий Дубилет, Олег Гороховский, Роман Негинский. Часть из них поможет подтянуть технологический и организационный уровень конкурентов, часть запустит новые собственные проекты», — уверен Истомин. А наработки и технологии «Привата» никуда не пропадут, а наоборот, вместе с сотрудниками и клиентами дадут существенный толчок развитию и росту рынка в целом, считает эксперт.

Пока бывшие топы банка не афишируют новых проектов. «ПриватБанк» был «драйвером» внедрения новых технологий в согласовании новшеств с НБУ. Эта ситуация замедлит внедрение новых банковских технологий на рынке, но перераспределение рынка платежных сервисов вряд ли состоится», — отмечает CEO платежного сервиса WayForPay Сергей Ватилик.

Тарас Волобуев, основатель BANK ONLINE, убежден, что кардинальных изменений не произойдет. «Те торговцы, которые работают с «Приватом», останутся с ним, потому что банк технически очень силен. Крупному е-commerce переходить на другие решения смысла нет», — считает он. Мелкий e-commerce, у которого доминирует оплата на карту «Привата», может и изменить решение, если такие платежи начнут как-то дополнительно регулироваться государством. «ПриватБанк» не ставил никаких барьеров для того, чтобы эта схема развивалась, и поэтому она была развита в сфере малого и среднего бизнеса. Если новое руководство ничего не поменяет в подходах, принципах работы и сосредоточится на сохранении наработок, то смысла уходить на другие решения нет», — утверждает Волобуев.

Интернет-магазины подумывают об альтернативных вариантах. По словам E-Commerce Director «Будинок іграшок» Дмитрия Бондаренко, в планах компании значится переход на агрегатор WayForPay, хотя «ПриватБанк» работает в обычном режиме со стандартным количеством отказов.

Для других игроков рынка открываются новые возможности. «Наработанная технологическая база «Привата» очень хорошая, но если новый менеджмент притормозит в развитии новых сервисов, то другие игроки получат возможность зайти в эти ниши, — утверждает Тарас Волобуев.

Александр Карпов, директор Украинской межбанковской ассоциации платежных систем ЕМА, также убежден, что в 2017 году стоит ожидать роста конкуренции среди платежных сервисов.

В связи со сменой менеджмента «ПриватБанка» стоит ожидать замедления разработки инновационных решений банка в 2017 году, что может повлечь небольшой отток клиентов-новаторов, для которых это было основным стимулом, говорит технический директор Fondy Максим Козенко. «Но резкого перераспределения мы не ожидаем, так как взаимодействие между участниками екомерс-рынка регулирует здоровая конкуренция и клиенты будут пользоваться теми платежными сервисами, которые покажут лучшее качество услуг и заботу о клиенте», — отмечает Козенко.

Юрий Чайка, Founder в Мобильный кошелек MobiPay, отмечает, что государство не сможет внедрять такие инновационные сервисы, которые предлагал «ПриватБанк», и ни один банк не может предложить даже примерный перечень их удобств. «Мы как поставщики инновационных финансовых решений видим, что банки активизировались и хотят хотя бы частично занять освободившуюся нишу, и считаем, что следующий год будет годом перераспределения и появления новых финансовых сервисов», — говорит он.

Сергей Ватилик, CEO платежного сервиса WayForPay, отмечает, что некоторые банки захотят повторить определенные решения «ПриватБанка», но уверен, что вряд ли у кого-то получится «воссоздать» подобные сервисы. 

По словам Тараса Волобуева, е-commerce-направление активно развивают «Альфа-банк» и «Райффайзен» и небанковские игроки — Portmone, WayForPay, Fondy. «В среднем бизнесе изменения могут быть: сервисные компании могут перетянуть мобильных клиентов, которые могут переподключиться к другому игроку. C учетом последней новости о снижении комиссии причин уходить от «Привата» немного, а даже наоборот: ценовой фактор никто не отменял», — резюмирует Волобуев.

Автор: Дарья Златьева