Максим Громадцов, «Эста Холдинг»: «В строительство ЦУМа вложено порядка $50 млн»

06.08.2015
2540

rau.com.ua

В интервью агентству «Интерфакс-Украина» генеральный директор компании «ЭСТА Холдинг» Максим Громадцов рассказал о этапах строительства ЦУМа и первых арендаторах. Приводим выдержки 

ЦУМ мы накроем куполом в ноябре. То есть, по плану было пять месяцев: ноябрь–март, в среднем это полтора этажа в месяц. Технически это возможно, но естественно риски определенные в этом есть. Но, в любом случае, эти риски составляли 2–3 недели, может быть месяц, а не тот срок, на который мы перенесли открытие. Другой вопрос, что ритейл — это очень специфическая отрасль. Если бы ЦУМ открывался в конце марта, ритейлеров это бы более-менее устраивало. Но если бы мы не успевали буквально на две-три недели — для них это стало бы уже проблемой. Во-первых, они бы не успели распродать всю летнюю коллекцию, во-вторых, это был бы уже сезон скидок и они бы толком ничего не заработали. И, соответственно, отношения у нас бы не заладились с самого начала. Они нас очень просили пойти навстречу и дать возможность открыться уже с осенней коллекцией, в сезон без скидок — в так называемый сезон back to school — когда люди возвращаются из отпусков и продажи совсем другие. Для нас это непростое решение. Потому что мы на этом, конечно, теряем деньги. Практически готовое здание не будет работать несколько месяцев. Может быть, если была бы другая рыночная ситуация, мы были бы более настойчивыми, но в этой ситуации мы понимаем, что надо быть более выгодными партнерами. Ритейлеры идут на риск, подписывая с нами договора и давая нам возможность заполнить здание. Мы, соответственно, со своей стороны должны обеспечить им комфорт, сделать так, чтобы они смогли заработать.

Открываясь в августе, мы будем иметь больше времени на то, чтобы протестировать полностью все системы здания и устранить недочеты. Здание большое и сложное, всегда бывают какие-то строительные недоработки. А так мы сможем более комфортно подойти к открытию.

Сумму инвестиций мы не пересматривали, но надеемся потратить меньше. Понятно, что была девальвация национальной валюты, и инвестиции, которые мы изначально измеряли в иностранной валюте, будут меньше. Но если говорить о гривне, то мы потратим больше. К сожалению, в Украине не производится ни инженерного оборудования соответствующего уровня, ни отделочных материалов, а у нас таких большинство. Так что, грубо говоря, все кроме зарплаты строителям, номинировано в твердой валюте, а значит, гривневые затраты вырастут. Но в любом случае, кроме девальвации, причин для пересмотра суммы инвестиций нет.

На сегодняшний день в строительство вложено порядка $50 млн. Это без покупки, это просто в строительство. До конца строительства будет вложено еще столько же.

Перенос сроков ввода в эксплуатацию с учетом упущенной выручки это будет стоить несколько миллионов долларов точно.

Мы стараемся сделать максимальный охват брендов, чтобы оставить ЦУМ таким, каким он был — магазином для всех киевлян. С другой стороны, мы понимаем, что это магазин на центральной улице города, лицо города. Соответственно охват марок будет достаточно широким - от среднего ценового диапазона до премиального. В то же время там почти не будет люкса, разве что аксессуары. На сегодня мы подписали предварительные договоры примерно на 6 000 кв. м. Это, грубо говоря, немногим более 25% площадей. Практически на всю площадь ведутся переговоры. В fashion-сегменте мы договорились с компанией Asthik, которая представит 15–20 марок премиального уровня для женщин на втором этаже и люксовые и премиальные аксессуары на первом. Компания Cult будет оперировать большей частью отдела женской обуви. LB Group представит премиальные аксессуары Lancel (впервые в Киеве) и Coccinelle. Citi Moda открывает корнеры Max&Co, Marina Rinaldi, Marc Cain. Также на втором, женском, этаже у нас достигнуты договоренности с Patricia Pepe, Escada, M Missoni, Philosophy, #21 и Msgm. В отделе косметики мы договорились об участии всех основных марок (Chanel, Dior, Lancôme, Givenchi, Estée Lauder и т.д.) и об открытии нескольких фирменных корнеров марок впервые в стране — это, например, Jo Malone, Kielhs и еще три-четыре марки. В детском отделе откроется первый в Киеве фирменный корнер Jacadi.

Практически в каждой категории мы привлекли ключевые марки. В сегменте средний+ мы принципиально договорились об участии лидеров этого сегмента компаний, например, MTI, MD Group, BNS Trade и еще несколько компаний, их портфель марок известен. Сейчас мы в процессе согласования коммерческих условий работы.

Если смотреть сейчас на подписанные марки, может создаться впечатление, что там будут только премиальные, но это не совсем так. Такой «стартовый» набор обусловлен тем, что первыми заходят, готовы подписывать и брать на себя риски марки премиального сегмента. Потому что они гораздо менее гибкие. Им, чтобы открыть магазин, нужно больше времени и нужно получить разрешение от марки. Они вкладываются надолго. Если премиальный магазин открылся, то он будет работать пять-шесть лет, он не закроется через год. С марками среднего уровня переговоры ведутся. Мы договариваемся о местах, об условиях, но они не спешат подписывать, боясь того, что ситуация в экономике изменится. Ритейлер среднего ценового сегмента начинает паниковать и сворачивать планы по развитию, как только гривня начинает падать. Сейчас ситуация более-менее стабилизировалась. Мы приближаемся к подписанию большого количества договоров именно со средними марками.

Решение о переносе ввода в эксплуатацию ЦУМа принято совместно с ритейлерами, с которыми мы еще ведем переговоры. Потому что для них это более критично. Это одна из причин, по которым они боялись подписывать договоры. Нам нужно было найти механизмы, как эти риски для них снизить. Это и стало, по сути, причиной переноса.

Арендаторы с котрыми подписаны договора абсолютно спокойно это восприняли. Им это комфортно. Для любого ритейлера период перед сентябрем — самое лучшее время года, потому что они попадают в сезон, когда люди возвращаются с отпусков и начинают что-то покупать, — это новый год и праздники, это самое золотое время.

Очень сложный вопрос сроков окупаемости. Вообще хотел бы, чтобы он окупился как можно быстрее. Я вам сегодня могу дать один ответ, но если завтра гривня упадет на 10%, то этот ответ будет совсем другим. Речь идет не об одном, двух либо трех годах и, наверное, не о пяти. Для нас это уже больше репутационный проект, чем бизнесовый. Мы понимаем, что это здание в самом центре Киева, на Крещатике, рядом с мэрией. Если бы этот проект был не в центре города, возможно, мы бы его и заморозили на какое-то время. Но сейчас мы понимаем, что просто обязаны его завершить. И, возможно, когда в Украине станет все хорошо и экономика начнет расти, мы сможем заработать больше, чем другие торговые центры, и таким образом сможем вернуть часть денег. Но пока говорить о реальных сроках окупаемости очень сложно.

Источник: interfax.com.ua

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.