ICU: После долгой дискуссии принятие закона о введении налога на выведенный капитал отложили. Что вообще произошло?

15.11.2018
3374

Фото: ICU

Крупный бизнес, в том числе МТI и "Новая почта", в конце октября приняли участие во флэшмобе в поддержку принятия закона о введении налога на выведенный капитал вместо налога на прибыль. Правительство, по их словам, хотело сделать закон половинчатым, после двух лет разработки и согласования с бизнесом. Закон был внесен в парламент в начале июля. В его поддержку активно выступает глава государства Петр Порошенко. Профильный парламентский комитет не нашел консенсуса в этом вопросе и отложил принятие закона на неопределенный срок. Финансовый аналитик группы ICU Михаил Демкив поясняет, что произошло, и почему этот закон важен для бизнеса.


Что это за закон о налоге на выведенный капитал?

Все началось с налогового эксперимента в Эстонии около 20 лет назад, когда правительство решило стимулировать предпринимателей инвестировать в расширение своего бизнеса. Если компания зарабатывает прибыль, часть этой прибыли государство забирает в виде налога. Но если прибыль не выводилась, а оставалась в компании, налог не взимался. Таким образом предприятие сможет купить оборудование или нанять дополнительных работников, фактически получив отсрочку – налог на выведенный капитал платится лишь тогда, когда владельцы решат забрать деньги из бизнеса. Например, через выплату себе дивидендов. Предприятие не должно кому-то доказывать, как будет использоваться нераспределенная прибыль, оно вправе потратить ее на свое усмотрение – даже если захочет увеличить запасы или рассчитаться с поставщиками. В идеале это должно существенно упростить общение с налоговой и привести к экономическому росту за счет инвестиций.

На сегодняшний день только ограниченное количество стран заменили налог на прибыль налогом на выведенный капитал (НнВК). Вслед за Эстонией на НнВК перешли Македония, Грузия и Молдова. В Кишиневе впоследствии решили отказаться от этой идеи и вернуть налог на прибыль. Поскольку выборка стран, где провели такую реформу, ограничена, тяжело оценить на практике, каков реальный от нее эффект. Сторонники НнВК считают, что он будет стимулировать инвестиции, которых так не хватает экономике Украины, и позволит стране прийти к существенно высшим показателям роста ВВП. Критики такой идеи обращают внимание на резкое снижение поступлений в бюджет после введения НнВК, в то время, как положительный эффект проявится только спустя несколько лет.

Почему нельзя оставить налог на прибыль?

Большинство компаний в Украине платят 18% от своей прибыли – разницы между заработанными и понесенными при этом затратами. Ставка налога в Украине не является огромной по мировым меркам. Польша (19%), Великобритания (19%), Словакия (21%), Греции (29%), Франция (33,3%) имеют ставки выше украинских, в то время как ставка налога на прибыль ниже в Венгрии (9%), Болгарии (10%), Румынии (16%).

Культура уклонения от налогов в Украине достаточно развита, поэтому предприятия часто грешат занижением своих доходов или же раздуванием расходов для уменьшения облагаемой налогом прибыли. Фискальная же служба прекрасно знает о таких вещах, поэтому придирается к операциям, которые считает фиктивными. Часто существуют планы по поступлениям от прибыли, которую нужно "найти". В результате, имеет место существенная роль человеческого фактора при уплате налогов и низкие места в рейтингах ведения бизнеса в стране. Будет ли НнВК иметь более простое и человечное администрирования? Сторонники налога считают, что будет.

Около половины всех поступлений в бюджет – от налога на прибыль (а это 7% от сводного бюджета страны) дают топ-100 крупнейших предприятий страны. Введение НнВК позволит некоторым активным его сторонникам модернизировать производство или же сделать расширение, но для других оно будет приятным подарком в виде снижения уровня долговой нагрузки. Для более мелких компаний, которые фактически не показывают прибыли официально, НнВК – возможность выйти из тени. А вот среди крупных транснациональных компаний далеко не все являются сторонниками этой реформы. Если бизнес зрелый и не требует модернизации, НнВК может увеличить налоговую нагрузку на такие предприятия за счет платежей, приравненных к выведению капитала.

О каком половинчатом решении правительства идет речь?

Основная угроза введения НнВК – потеря части из почти 100 млрд грн доходов от налога на прибыль, запланированных в бюджете 2019 года. Если налог на прибыль отменяется для всех, то бюджет не получит огромную часть этих денег. Сколько это будет, половина или больше – предмет споров. Но, в любом случае, это будет огромная сумма – десятки миллиардов гривен. Как решить эту проблему?

Первый вариант – поднять другие налоги, чтобы компенсировать уменьшение поступлений. В процессе подготовки бюджета ко второму чтению в правительстве предложили ряд мер по увеличению доходов бюджета. Например, поднятия акцизов на табачные изделия. Но вряд ли резкое увеличение налогов – это хорошая идея, тем более в предвыборный период. Снижение расходов – такой же непопулярный шаг, поскольку в обществе есть ожидания роста пенсий и минимальной зарплаты. Третий вариант – увеличение дефицита бюджета – не устраивает МВФ. И не до конца верится, что Украина сможет его профинансировать за счет новых долгов.

Поэтому родился компромиссный вариант, который устраивал Минфин и МВФ. НнВК должен был вступить в силу для компаний с оборотом до 200 млн грн в год и при условии выплаты аванса 50% от суммы, уплаченной по налогу на прибыль за 2018 год. Но в парламентском комитете отказались от такой половинчатой идеи, так как она сделает уплату налогов еще более сложной. Авансовая оплата налога ставит под вопрос возможность компаний реинвестировать эти деньги – то, для чего и придумали затею с НнВК.

Что дальше?

Вопрос реформы налога на прибыль неожиданно стал основной преградой для продолжения сотрудничества Украины с МВФ, без которого стране будет тяжело рассчитываться с долгами. Фонд настаивает на принятии бюджета с умеренным дефицитом. Доработанный перед вторым чтением проект бюджет имеет дефицит в 2,3% от ВВП. В то же время Президент неоднократно обещал НнВК на своих встречах с бизнесом и, похоже, не отказался от этой идеи.

Голосование за бюджет ожидается 22 ноября. Если от введения НнВК в той или иной форме с 2019 года не откажутся, существует риск затягивания бюджетного процесса и неполучения транша МВФ в 2018 году, а с ним – и денег ЕС и Мирового Банка. Возможно, введение НнВК попробуют перенести на 2020 год или же отложить эту идею до более благоприятного времени.

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.