Как я создавал свой интернет-бизнес. Колонка Виктора Намёткина

21.09.2017
4916

Retailers начинает новую рубрику — персональные колонки владельцев интернет-бизнеса, в которых предприниматели рассказывают о своем деле. В первой колонке своими наблюдениями делится владелец интернет-магазина www.sadovoy.com.ua Виктор Намёткин

Перед началом своего дела ключевым вопросом был стартовый капитал. Хотелось создать бизнес, в котором я не являюсь одновременно курьером, менеджером по продажам, бухгалтером, контент-менеджером. Бизнес одного человека, ограниченный размером прибыли, вряд ли превышающей зарплату наемного сотрудника, но с ответственностью, многократно превышающей ответственность наемного сотрудника, меня не устраивал. В любом случае, если вы хотите открыть интернет-магазин, я бы сразу посоветовал приготовить $10 000–15 000 на первые полгода. Я равняюсь на лидеров рынка и стремлюсь отхватить как можно большую долю пирога e-commerce. Если хочется что-то более масштабное, умножайте указанные выше цифры минимум на три. Данный бюджет — это, конечно же, не вторая Rozetka, но в нашей нише достаточная сумма для старта.

Среди знакомых, друзей, коллег часто слышу, что идей для бизнеса много, но нет стартового капитала. Чаще всего это отговорки, страх рисковать, неуверенность в собственных силах и в жизнеспособности идеи. Уходя со своего последнего места работы, я имел некоторые накопления, но их было недостаточно. Мне пришлось привлекать средства дополнительно. Одной из начальных сумм были подаренные нам с женой на свадьбу деньги, которые закончились очень быстро — уже в начале работ по запуску интернет-магазина «Садовой». Но хотел бы отметить, что деньги в стране есть, нужно просто не бояться их брать. Мои друзья, коллеги постоянно интересовались, куда можно вложить $1000–5000 для получения пассивного дохода. На недвижимость мало, в криптовалютах не разбираются, а я предлагал интересный процент за использование их средств. Кстати, до сих пор так делаю. И да, нужно будет отдавать, представляете? Даже если бизнес работает в ноль или просел в несезон, даже если вас обворуют. Процент по займу у частных инвесторов обычно может составлять 8–12% годовых в валюте, сроки — от 3 месяцев до 3 лет. Если возникает необходимость, можно обсудить с вашим банком использование банковского овердрафта: в зависимости от наличия на балансе основных средств, истории открытого счета можно договориться за 21–24% годовых в гривне. Привлекайте средства для конкретных целей, фиксируйте обязательства как угодно — письменно, в электронном виде, но чтобы не было разночтений. Моя философия отношения к привлеченным средствам такова: я помогаю людям заработать. 

Не хватает собственных средств или привлеченных — ищите партнера. Желательно с отличными от ваших компетенциями. У меня есть партнер — профессионал в IT-сфере. Он не просто инвестирует деньги, но также закрывает вопросы, в которых я не обладаю достаточными знаниями.

О безопасности. Точно могу сказать: потратьтесь и обеспечьте ее. Устройте людей официально с четко прописанной ответственностью, повесьте решетки на окна — даже если офис не на первом этаже, поставьте видеонаблюдение и сигнализацию или найдите изначально безопасное помещение, пусть и дороже. Максимально обезопасьте свое дело. В противном случае желание сэкономить на этом вопросе может обернуться в расходы, многократно превышающие затраты на такие мероприятия. За два года я один раз столкнулся с мошенничеством курьера и один раз был обворован в якобы охраняемом здании. Учиться на своих ошибках — дорого, уверяю вас. Не повторяйте мои.

Еще до начала продаж и запуска магазина я считал расходы на офис, сотрудников, продвижение, планировал потенциальный оборот и маржу. На этом этапе все виделось перспективным, но требующим огромных ресурсов. Самым сложным для меня после всех расчетов было принять решение начинать. В дальнейшем работа 24/7 ведет к нужному результату.

Первое время «Садовой» продавал из моей съемной квартиры. Однажды я притащил домой два огромных садовых культиватора, коробки от которых даже в лифт не помещались. Так и спали мы пару недель вместе в одной комнате — я, жена и два культиватора. А все потому, что нашел где купить на 30% дешевле, чем предлагал поставщик. Несмотря на неудобства, мне действительно удалось хорошо заработать на этих двух позициях.

Арендовать первый офис, нанять первого сотрудника сложно. Дальше намного проще. Мои переживания о том, что затраты на первого сотрудника и собственный офис на тот момент очень большие, через полгода-год казались уже нелепыми.

Меня часто спрашивают,  чем же «Садовой» отличается от всех остальных интернет-магазинов. Еще на старте очень много думал над этим, много узнал про УТП (уникальное торговое предложение) и другие характеризующие интернет-магазин вещи. Были мысли о круглосуточной работе, о соцсети только для наших клиентов, картах лояльности — конечно же, не таких, как у всех, и в целом суперклассных футуристических фичах, которые были довольно дорогостоящими в реализации и затратны по времени.

Я провел небольшое исследование отзывов, которые покупатели оставляли на сайтах других магазинов, прайс-агрегаторах, — и получил очень интересные инсайты. Даже нишевых магазинов в нашей категории несколько сотен. Чтобы выделяться, нужно начать делать три вещи.

  1. Пообещал — выполни.

Люди в шоке, что им обещают что-то уточнить и перезвонить — и не перезванивают. В интернет-магазине должны поднимать трубку (как бы очевидно это ни звучало), при этом поднимать быстро, без необходимости ожидания по 2–3 минуты (что очень распространено даже среди лидеров рынка), а если пообещали выяснить какие-либо вопросы и перезвонить — нужно расшибиться в лепешку, но сделать это быстро и перезвонить тогда, когда было обещано.

  1. Делай так, как хотел бы, чтобы делали тебе.

Приятное вежливое искреннее общение, открытость, энтузиазм и улыбка в трубку, желание, чтобы клиенту максимально понравилось у нас. Я всегда акцентирую на этом внимание своих сотрудников. Это должно идти изнутри.

  1. Кто не успел — тот опоздал.

Доставлять стараемся быстро и вовремя, соблюдая первые два пункта. Если товар не производится по индивидуальному заказу, стремимся доставить в день заказа, максимум на следующий день. Все, что вне этих рамок, очень плохо.

Казалось бы, все невероятно просто, но даже эти три правила поставили нас сразу в один уровень с лидерами ниши и позволили рассчитывать на то, что покупатели будут возвращаться к нам снова и снова.

Я не упомянул о хорошем ассортименте товаров, его наличии, удобстве выбора, хороших ценах, классных акциях и видимости сайта в поисковиках — это must have для любого бизнеса.

Открыв свое дело, я однозначно стал другим человеком, и вы станете, если решитесь на это. Дерзайте. Для меня предпринимательство — это энергия, драйв, энтузиазм, стократно превышающий ощущения наемного сотрудника. Это открытие новых горизонтов, большие цели, взгляд на себя и окружающую действительность со стороны и изнутри одновременно. Взрыв мозга (в хорошем смысле), избыток дофамина и вызов себе. Зарабатывайте.

Автор: Виктор Наметкин

 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.