«Мобильное приложение нужно не каждому крупному бизнесу» — Артем Волхонский, «Нова пошта»

07.07.2017
4189

Многие украинские компании считают, что собственное мобильное приложение — обязательный компонент маркетинговой стратегии. В разработку инвестируют деньги, но часто после закачивания пользователи им не пользуются или вообще удаляют. Почему так происходит и как действовать компаниям, рассуждает Артем Волхонский, руководитель разработки онлайн-сервисов «Нова пошта»

«Мобильные приложения умирают», — говорили они. «Их вытеснят чат-боты и браузеры», — говорили они. В этом есть смысл, особенно если речь о бизнес-приложениях. В этой категории популярными и действительно нужными для пользователей остаются только избранные приложения. Так происходит из-за жесткой конкуренции между приложениями и сайтами компаний. Возьмем мой пример, как среднестатистического пользователя. В силу профессионального интереса я часто загружаю на смартфон самые разные приложения, тестирую их и принимаю решение — оставить или удалить. Сейчас в моем смартфоне в активном пользовании осталось всего четыре бизнес-приложения — «Приват24», «Нова пошта», «Уклон» и Uber, причем в ближайшем будущем из последних двух останется одно.

Остальные не выдержали конкуренции с мобильными версиями сайтов компаний. Это стало особенно актуально сейчас, когда в городах появился качественный 3G и доступ к wi-fi есть чуть ли не везде. В этих условиях люди предпочитают иметь меньше ярлыков на экране смартфона и выбирают интернет-браузер.

В сфере ритейла практически всегда удобнее зайти на сайт и выбрать товар, чем копаться в приложении. Ритейл — яркий пример того, что приложение как канал коммуникации с клиентом нужно не каждому крупному украинскому бизнесу.

В каких случаях мобильное приложение действительно может быть эффективным для компании и помогать решать ее бизнес-цели?

  • Если приложение нужно пользователю регулярно, что чаще всего происходит в сфере сервиса. Остальные, включая приложения для ритейла, будут медленно, но уверенно вытесняться мобильными версиями сайтов с хорошим уровнем юзабилити. Множество сервисов, включая проведение финансовых операций, продолжат перемещаться в чаты. Возможность оплачивать товары и услуги в Telegram и Facebook Messenger — это только начало. Эти прогнозы украинскому бизнесу стоит учитывать в бизнес-стратегиях уже сейчас.
  • Если в сравнении с сайтом приложение обеспечивает клиентам дополнительную ценность. В пример приведу приложение «Нова пошта: в нем есть функционал, которого не дает сайт. Приложение можно использовать как способ идентификации клиента, в нем хранятся данные клиента, статусы и номера посылок. В нем можно создать экспресс-накладную по пути в отделение и оплатить услугу доставки. Уже скоро в приложении можно будет перевести наложенный платеж на банковскую карту получателя. Мобайл-банкинг, сервис такси и доставки — это давно неотъемлемая часть жизни, поэтому людям важно иметь постоянный удобный доступ и отслеживать статусы заказов и операций. И таких людей все больше: у приложения «Нова пошта» за последний год количество активных пользователей выросло вдвое, сейчас их уже почти 1 млн. То ли дело шопинг, которым рядовые украинцы занимаются значительно реже. Ритейл-приложение редко дает больше, чем мобильная версия сайта, поэтому в большинстве случаев следствием становится его низкая конверсия плюс затраты на обновления.
  • Если у аудитории есть реальная потребность в нем. Прежде чем запускать приложение, стоит оценить его рентабельность, провести глубинный анализ будущих пользователей. На основе этих данных легче планировать.

В остальных случаях ритейлу стоит в первую очередь работать над эффективностью и конверсией сайта, развивать его возможности при мобильной выдаче и инвестировать согласно стратегии MobileFirst.

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.