Кирилл Куницкий: «Рост бизнеса делает из команды спортсменов, постоянно работающих над собой»

10.04.2017
5056

пресс-служба "Бизнес-конструктор"

Основатель Школы системного бизнеса «Бизнес-Конструктор» Кирилл Куницкий в своей колонке рассказывает о том, что лежит в основе успешного бизнеса

Эффективность бизнеса: от стратегического маркетинга к операционному управлению

Чтобы успешно развивать бизнес, стоит придерживаться нескольких важных шагов.

В первую очередь нужно сформировать сильную конкурентную бизнес-модель. Это значит досконально понимать свой рынок, знать целевую аудиторию и ее проблематику, анализировать конкурентов, регулярно совершенствовать концепцию идеального продукта для своей целевой аудитории.

Следующий важный шаг — определить логику продвижения на выбранном рынке. Это значит выбрать подходящую модель маркетинга и продаж. Необходимо определить те инструменты и алгоритмы для привлечения клиентов, которые будут работать именно у вас.

Третьим шагом должно быть создание четкой организационной структуры — важно понимать, какие люди закрывают те или иные зоны ответственности, какие специалисты необходимы, чтобы все функциональные зоны бизнеса работали эффективно.

Следующий шаг направлен на создание сильной команды и управление персоналом: подбор, адаптация, мотивация сотрудников, внедрение корпоративной культуры. Здесь важно качественно наладить HR-функцию, ведь команда — главный актив компании.

Еще одним важным элементом является операционное управление — четкая налаженная работа всех бизнес-процессов.

Кроме этого, важно проводить регулярные стратегические сессии, иметь четкое видение будущего, стратегические цели и на регулярной основе контролировать их реализацию.

Системный бизнес должен постоянно расти

Главный признак любого живого организма — постоянный рост. Это же касается и бизнеса. Для того чтобы бизнес был успешен, он должен в каждый момент времени расти — увеличивать долю рынка, расширять ассортимент, выходить на новые территории. Рост бизнеса делает из команды спортсменов, постоянно работающих над собой. Один из главных навыков успешной команды в бизнесе — способность адаптироваться к изменениям. Именно рост бизнеса хорошо вырабатывает и укрепляет этот навык. 

И наоборот — если компания перестает расти, она начинает терять «сноровку», процессы замедляются, люди обретают зону комфорта. И такую компанию становится легко выбить с рынка.

Поэтому для достижения долгосрочного успеха важно помнить, что бизнес — это эскалатор, который едет вам навстречу. И если вы не бежите вперед, вы спускаетесь назад. Постоянный рост очень важен.

Анализ производительности труда поможет не раздуть штат

Бизнес по мере роста проходит определенные этапы развития. На старте команда борется за выживание и основной задачей является формирование стабильного дохода, чтобы бизнес мог существовать. На этом этапе главное — генерация результатов, получение прибыли и наращивание большего числа клиентов существующим штатом людей.

Однако по мере роста собственник и ключевая команда могут почувствовать, что их ресурса на закрытие текущих задач не хватает. Тогда управленцу пора задуматься о расширении команды. Если этого не сделать, то, вероятнее всего, возникнет риск перегруза и демотивации ключевых сотрудников, что может привести к их уходу.

Однако наряду с необходимостью увеличения количества сотрудников у руководителя компании возникает опасение — как бы не раздуть штат. И тут на помощь придет такой показатель, как производительность труда.

Производительность труда — это универсальный показатель, который определяется, как оборот компании, разделенный на штат сотрудников. Фактически он отражает усредненный вклад каждого сотрудника в результат компании, выраженный в удельном обороте на сотрудника.

В каждой организации он индивидуален. Его важно отслеживать и соотносить с текущей загрузкой сотрудников. Грамотное управление компанией предполагает рост этого показателя при сохранении загрузки сотрудников в адекватных рамках.

Вenchmarking нужно проводить на регулярной основе

Главная задача любой компании — быть конкурентной на рынке и знать ответ на вопрос, почему клиент среди всех альтернатив выберет именно нас. Важно регулярно анализировать конкурентов и находить параметры, по которым их предложение является лучше вашего. И после этого дорабатывать свое предложение для сохранения конкурентоспособности. Этот процесс называется benchmarking.

Если мы видим, что начинаем «проседать» в каких-то показателях, то нужно совершенствовать свое предложение в разрезе ключевых параметров: качество, сервис, дизайн, юзабилити и других. Создайте отличия, с которыми ваш продукт или услуга станут более интересными для клиента.

У малого бизнеса нет бюджета для масштабных исследований

Каждый бизнесмен не раз слышал о необходимости анализировать свой рынок. Однако многие чересчур «заморачиваются» данным вопросом, полагая, что анализ рынка — это обязательное серьезное масштабное исследование. Поскольку денег на такое исследование нет, собственники компаний продолжают работать, никак не анализируя свою целевую аудиторию.

На самом деле самый простой способ понять свою целевую аудиторию — это просто с ней общаться, спрашивать, в чем проблематика потенциальных клиентов, между какими предложениями на рынке они выбирают, что для них важно.

Хороший стартап — «голодный» стартап

Если посмотреть мировую статистику, то большинство успешных компаний развивались в условиях острой нехватки денег. Практика показывает, что бизнес, «залитый» на старте деньгами, является менее живучим. Он не вырабатывает иммунитет к преодолению кризисов роста, не учится выживать, а следовательно — имеет высокий риск гибели.

Я рекомендую всем начинающим предпринимателям поинтересоваться такими методологиями старта бизнеса, как bootstrapping и leanstartup. Они говорят о подходе к началу бизнеса с минимальными инвестициями. Это поможет избежать многих ошибок на начальных этапах развития компании.

Планирование должно быть ритмичным

Крайне важно проводить глобальные командные встречи (годовая и квартальные стратегические сессии) для определения основной стратегии на указанный период и главных задач для ее реализации.

В промежутках между сессиями важно проводить короткие собрания по актуализации целей, контролю выполнения планов, постановке планов на следующий период. В Школе системного бизнеса «Бизнес-Конструктор» помимо годовых и квартальных сессий еженедельно проходит управленческий stand-up, на котором руководители подразделений сообщают о своих действиях, результатах команды и планах на ближайшую неделю.

Бизнес должен шагать двумя «ногами»

После создания сильного конкурентоспособного продукта бизнес развивается, поочередно шагая двумя «ногами» — доходной и структурной. Это значит, что нужно увеличивать обороты компании, а затем подтягивать структуру. Это и есть масштабирование бизнеса: увеличили количество существующих клиентов — дорастили организационную структуру, снова увеличили долю присутствия на рынке — расширили штат. Один из критериев системности бизнеса — это постоянный рост.

Баланс между бизнесом и личной жизнью — выбор предпринимателя

Когда бизнес становится стилем жизни, то находить баланс уже не нужно, поскольку собственник превращается в фаната своего дела. Когда занимаешься любимым бизнесом, «выгорание» не страшно. Как художник не может «выгореть» от рисования или музыкант — от музыки. Но, конечно, баланс между работой и отдыхом нужно соблюдать каждому, независимо от степени любви к своему делу.

Другой вопрос, что бизнесмен может выбирать, сколько времени он хочет уделять бизнесу. И построение грамотных инструментов управления помогает в достижении желаемого баланса.

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.