Why not? Какие продукты питания из Украины продаются в Китае

20.07.2016
7866

laovaev.net

Вячеслав Лысенко, экономический эксперт, собственник ООО «Укр-Китай Коммуникейшин», в своей колонке рассказывает о том, когда и как украинские продукты попали на китайский рынок, в каких сетях они продаются, с какими сложностями сталкивается украинский бизнес в Китае

Китай в 2011 году вышел на первое место в мире по объему потребления продуктов питания, обогнав США. Начиная с 2000-го в Китае ежегодно на 23% увеличивается потребление пищевой продукции. Это в пять раз быстрее, чем в Индии — стране с сопоставимым количеством населения. Объем продаж продуктов питания в супермаркетах Китая в 2015 году составил $970 млрд. Прогнозируемый объем потребления продуктов питания в 2016 году — $1,5 трлн. Установлено, что при росте дохода китайского потребителя его продуктовая корзина наполняется большим количеством импортных продуктов. В результате все больше граждан КНР обращают внимание на здоровую и качественную пищу. Экологически чистые продукты питания украинского производства, несомненно, могут покорить китайский рынок. В настоящее время объем рынка продуктов здорового питания Китая составляет $76 млрд, а к 2023 году, как ожидается, эта цифра достигнет $152 млрд. Потребительский спрос Китая на питание продолжает стремительно расти.

Если пролистать первые пять страниц Taobao — сайта, через который происходит 75% китайской торговли B2C в интернете, по поиску «импортировано из Украины», то сложится впечатление, что на местном рынке есть только шоколад одной украинской фабрики. На ведущих B2B-сайтах есть еще упоминания о товарах украинского химпрома, об алкоголе, подсолнечном масле, лесе-кругляке и фисташках. Если просмотреть в поиске среди китайских онлайн-медиа, то появится оружие, моторы и самолеты.

Среди отечественных компаний уже есть те, кто начал долгий и трудный путь и попробовал представить свою продукцию на китайском рынке.

В ноябре 2011 года корпорация «Оболонь» осуществила первые экспортные поставки пива в Китай. Продукция ТМ «Оболонь» была представлена в розничной сети магазинов Wal-Mart, гостиницах и ресторанах крупнейших городов Китая. Средняя стоимость 0,5 литра оболонского пива в магазине составит от 20 юаней ($4). Поставки пива в КНР осуществлялись морским путем — из Киева через Одессу и Индийский океан. Первые переговоры относительно сотрудничества с нашими восточными партнерами состоялись в Шанхае на международной выставке SIALChina2010. Как результат, подписан контракт о поставках нашего пива.

Кондитерская компания «Житомирские ласощи» начала осваивать рынок КНР еще в 2013 году, вслед за ней экспортировать свою продукцию в Поднебесную стала львовская кондитерская фабрика «Ярыч». На прилавках китайских супермаркетов легко можно отыскать и продукцию кондитерской фабрики Roshen.

Международный холдинг Global Spirits начал регулярные, планомерные экспортные поставки алкогольной продукции в Китай. На крупнейший восточный алкогольный рынок компания вышла с брендом «Хортица». Дистрибуционные соглашения о поставках на рынок восточного гиганта были заключены в июне 2014 года. Партнером-дистрибьютором холдинга Global Spirits в Китае стала компания Agronautic Co Ltd.

Недавно дочернее предприятие «Милкиленд-Украина» молочной группы «Милкиленд» с активами в Украине, РФ и Польше заключило первый контракт и начало поставки сухих молочных продуктов в Китайскую Народную Республику. Ранее пять производственных предприятий, контролируемых ДП «Милкиленд-Украина», включая филиал «Роменский молочный комбинат», ЧП «Рось», филиал «Менский сыр», ЧП «КФ «Прометей», прошли соответствующую проверку и получили разрешение на экспорт в Китай сыров и различных видов сухой молочной продукции от администрации по сертификации и аккредитации КНР. В целом Китай предоставил доступ на свой рынок 18 украинским молочным предприятиям (принадлежат компаниям «Милкиленд», «Молочный альянс», «Терра Фуд», «Клуб сыра», «Дубномолоко»).

Компания «Левада» (Одесса), крупнейший в Украине производитель замороженных полуфабрикатов, осуществила экспорт первой партии своей продукции из 23 товарных позиций весом около 3,5 тонн в Шанхай (Китай). Это вареники, блины, пирожки, равиоли, чебуреки, хинкали, маффины, круассаны. По данным компании, рецептура указанных изделий была адаптирована под вкусовые предпочтения китайцев. Изменения в рецептуре также были обусловлены требованиями карантинной службы Китая. Многие позиции, которые сейчас успешно экспортируются «Левадой» в другие страны, к ввозу в Китай запрещены (например, изделия, содержащие мясо и мак). Технологам компании «Левада» понадобилось внести изменения в рецептуру полуфабрикатов, для того чтобы продукты понравились китайцам. Особое внимание было уделено адаптации названия для правильного восприятия китайскими потребителями, и, самое важное, правильному позиционированию продукции ТМ «Левада» как качественного и органического продукта из Европы. Также пришлось учитывать и региональную специфику. Жители Синьцзян-Уйгурского автономного района в основном мусульмане, следовательно, вся продукция должна соответствовать стандартам «Халяль» и иметь подобающую маркировку.

«Очень сложно сейчас делать какие-либо прогнозы насчет планируемых объемов, так как идет переговорный процесс с китайскими партнерами, но есть большой интерес, а емкость рынка огромна», — прокомментировал планы компании учредитель «Левады» Дмитрий Волков.

В марте 2016 года «Юниверсал Фиш Компани» (UFC), известная украинцам по сети фирменных магазинов «Дон Маре», заявила о своем намерении начать экспорт готовой рыбной продукции в Китай в текущем году. Сейчас UFC подписывает контракт с Китаем, вскоре будут начаты поставки. Также компания СП «Айсберг ЛТД» уже сообщила о своем намерении начать экспорт вина в Китай под торговой маркой «Чизай».

Невзирая на длительную историю попыток выхода украинской продукции на китайский рынок, успехов и существенных достижений пока отметить не можем. В силу вкусовых и ментальных предпочтений кондитерская продукция компании «Рошен» не пользуется популярностью на китайском рынке. Китайцы не любят сладкие конфеты и шоколад, что выражается в низких показателях продаж. Кондитерская продукция в Китае имеет свою сезонность продаж, которая попадает на январь-февраль. Поражение в битве за китайского потребителя получила и компания «Оболонь». Она поставляла в Южный Китай пиво и бир-миксы, растаможивая продукцию по одной таможенной категории. Вскоре китайские власти конфисковали поставляемую продукцию и наложили неподъемный штраф за нарушение процедуры таможенного оформления импортируемой в КНР продукции. История компании «АТБ», которая поставляла масло и соки на китайский рынок, подтверждает важность выбора партнера при ведении бизнеса в Китае. Для реализации собственной продукции была выбрана малоизвестная и непопулярная розничная сеть, которая представлена только в Гонконге и Шеньчжене. Поставки в Китай украинского сока остановились на партии в 15 контейнеров. «Креатив-групп» также ушел с китайского рынка, а подсолнечное масло в Китае теперь реализует партнер компании, закупая продукцию в Украине и перепродавая ее четырем крупным государственным компаниям в Китае. Сегодня Украина может похвастаться экспортом в Китай сырья, но никак не готовой продукции, хотя потенциал по-прежнему большой. Например, детское питание — та категория продуктов питания украинского производства, которая, несомненно, будет популярна в Китае. К этому товару очень строгие критерии по качеству, но и наценка при реализации может составлять до 300%.

Для нашей страны основная трудность — отсутствие государственной поддержки и комплексной стратегии продвижения украинской продукции на внешнем рынке. Приведу простой пример. Открывается мировая выставка-продажа продуктов питания в Шеньчжене — 500 000 кв. м. Каждой стране дается возможность представлять свой павильон, через который можно входить в рынок и популяризовать свои продукты в Китае. Все места разобраны, большой ажиотаж на рынке, рекламная кампания по поддержке этого центра от китайского правительства — около $5 млн. Каждая страна взяла по несколько павильонов. Мы узнали за два дня до закрытия срока заключения договоров, что от украинского правительства никто даже не вел коммуникацию с организаторами, чтобы представить отечественную продукцию и оборудовать украинский павильон в рамках этого крупного мероприятия. Эту функцию, которая возложена на правительство и профильные министерства, выполнила компания «Укр-Китай Коммуникейшин», заключив за свои деньги договоры на два павильона в Мировом центре торговли продуктами питания. Теперь мы, а не государство, будем иметь возможность оказывать производителям продуктов питания помощь при выходе на рынок Китая. Данная площадка, по сути, является трамплином для отечественных товаропроизводителей по выведению продукции на китайский рынок, что в свою очередь в целом будет способствовать развитию АПК за счет расширения рынка сбыта и ВЭД за счет развития экспорта.

victory-rf.com

Китайский внутренний рынок с населением более 1,374 млрд человек и тенденцией к росту нуждается в огромном количестве продуктов питания! В месяц граждане Китая могут покупать импортных товаров на сумму 2 000 юаней ($304). Для того чтобы китайский потребитель смог узнать об украинской продукции, попробовать ее и купить, важным и действенным механизмом являются шоу-румы. Торговый павильон можно использовать не только как шоу-рум для привлечения китайских дистрибьюторов, но и как действующий магазин розничной торговли. Для китайских потребителей особенно важны предложения интернет-магазинов в сфере продуктов питания (46% потребителей покупают продукты питания онлайн)

Автор: Вячеслав Лысенко

 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.