Как выйти на международные рынки в интернете. Полезные рекомендации от Юлии Павленко

15.03.2016
5222

bestin.ua

Руководитель международных проектов компании Ukrainian E-commerce Expert Юлия Павленко в ходе выступления на конференции Fast Fashion Foundation Conference рассказала о том, как украинским предпринимателям выйти в международный E-Commerce и самостоятельно отправлять товар в любую точку мира. Для тех предпринимателей, объемы которых пока небольшие, выгоднее отправлять товары посылками конечному покупателю, а не партиями, сотрудничая с представителем за рубежом. Есть два варианта выхода: самостоятельно и с помощью сотрудничества с маркетплейсами.  

Объемы трансграничной торговли растут во всем мире. Об этом свидетельствуют как прогнозы аналитиков (согласно  глобальному исследованию Cross-border E-Commerce Community, в  2014 году 20 % всех онлайн-покупок были трансграничными, к 2020 году этот показатель приблизится к 27 %  и  составит $1,6 трлн), так и планы глобальных регуляторов. На  грядущем G-20,  которое пройдет в сентябре в Китае, одной из ключевых тем экономического раздела встречи станет создание так называемого e-WTO – Всемирная организация электронной торговли, целью которой будет создание единых правил для трансграничной Интернет-торговли. 

По всему миру покупатели любят совершать трансграничные покупки не только из-за возможности выбирать товар более широкого ассортимента, но из-за возможности сэкономить, так как в большинстве стран для товара, транспортируемого в почтовых посылках и экспресс-отправлений, существует очень приемлемые беспошлинные пороги ввоза товара.

 Для многих популярных потребительских товаров, нет необходимости получать дополнительные сертификаты и разрешение на ввоз, если они покупаются для личного использования, а не с целью дальнейшей перепродажи. Таком образом, отсутствие сложных бюрократических и финансово затратных процедур на получение всех разрешительных документов сильно упростят и ускорят запуск.

Для того, чтобы выйти на международный рынок в формате В2С нужно выбрать модель: либо это будет самостоятельный выход, при котором предприниматель сам занимается маркетингом и локализирует сайт под выбранный регион, либо он будет работать через маркетплейс.

В первом случае предпринимателю не нужно будет ни с кем делить прибыль, но требуются значальные вложения и нужно учесть все риски.

Во втором случае он может начать торговать без значимых инвестиций, разместив товар на международных торговых площадках, где зачастую оплата взимается уже с совершенной сделки.  

При самостоятельном выходе продавце следует подумать об организации приема оплаты. В этом случае поможет услуга экваеринг. Практически у всех крупных банков есть услуга международного эквайеринга. Клиент платит в валюте своей страны, а банк на следующий день переводит продавцe деньги уже в гривне. Банк берет комиссию, например, у ПриватБанка она составляет 2,5-2,7% от суммы транзакции.

При работе с маркетплейсами вопросы взаиморасчетов между покупателем-маркетплейсом-продавцем регламентируют установленными правилами торговой площадки.

Для товаров из fashion-сегмента есть несколько возможных площадок для сотрудничества:

1. ASOS

Одна из известных  торговых площадок  предлагает небольшим проектам разместить товар на своем «винтажном» маркет-плейсе. Для этого нужно иметь коллекцию от 15 моделей и готовность оплачивать комиссию: 20 % с заказа, плюс 20 GBP - ежемесячный взнос.

Преимущество сотрудничества с маркетплейсом в том, что нет необходимости подписывать длинные и сложные внешнеэкономические договоры — продавец просто принимает условия публичной оферты продавца на ASOS, поставив галочку на сайте. Через 2-3 дня, после подтверждения со стороны ASOS, продавец может выкладывать описание своих товаров на маркетплейсе.  Единственной сложностью в работе с этой площадкой может стать необходимость наличия счета PayPal. В Украине пока существует сложность в работе этого сервиса - предприниматели не могут получить деньги со счета PayPal. Предприимчивые бизнесмены придумали несколько способов это обойти. Один из самых действенных способов – получить карточку Payoneer. Это специальная банковская карта, которая делает обладателя резидентом другой страны. Потом с PayPal деньги переводятся на Payoneer. 

За коммуникацию с клиентом и доставку отвечает продавец из Украины напрямую. На площадке уже работают несколько украинских брендов. ASOS обслуживает заказы из 190 стран мира. 

  1. BEELURE

Компания BEELURE является партнером немецкого всемирно известного холдинга OttoGroup. Управляющий офис BEELURE находится в Киеве, склад в Германии, но совсем недавно компания начала привлекать украинских производителей к себе на сайт. Они предоставляют возможность продавать товары в Казахстане, России, Белоруссии, Азербайджане. Финансовые условия работы обсуждаются индивидуально и представители BEELURE, имея большой опыт в операционной составляющей трансграничной торговли и маркетинге на указных рынках, берут на себя эти заботы, украинскому поставщику достаточно согласовать передачу товара на фулфилмент-центр компании в Киеве.

  1. JD.com

Компания занимает 3-е место в рейтинге  крупнейших онлайн-ритейлеров мира в 2015 году по данным Deloitte.  В прошлом году компания открыла офис в России и планирует вовлечь страны СНГ в свою работу. Как было озвучено Президентом Международной группы компаний Виктором Сюем ранее, компания JD, совместно с Новой Почтой, разрабатывает логистику для транспортировки украинских товаров  в Китай.  Комиссия составляет 8 % с заказа, но для старта компания запрашивает депозит в $5000.

JD позиционирует себя как площадка, которая  отличается высоким качеством товара и  хорошим сервисом.  На площадке представлены разные сегменты, в том числе электроника, товары для дома и другие категории.

Доставку можно организовать с помощью Новой почты, Укрпочты,  Мист Экспресс и Интайм.

 Для наглядности простоты организации всей операционной составляющей бизнеса разберем кейс на примере национального почтового оператора "Укрпочта":

Первый шаг: необходимо убедиться, что товар разрешён для ввоза в страну назначения. Узнать это возможно легко воспользовавшись онлайн-сервисом на сайте Укрпочты, где представлены правила Всемирного Почтового союза.

Затем необходимо выбрать самый подходящий формата отправления и подготовить сопроводительные документы, упаковать отправления и оплатить.

«Последнюю милю» организовывает уже не Укрпочта, а иностранная почтовая компания. С точки зрения экспорта из Украины, Укрпочта является хорошим партнером.

При отправке необходимо брать во внимание указанную в правилах стоимость посылки согласно СПЗ (Специальные права заимствования). К примеру, для отправки в Польшу наземным транспортом, Укрпочта разрешает провести товар на EUR4000.

Также необходимо обращать внимание на формат отправки: мелкий пакет, обычная посылка и посылка с оценочной стоимостью.  Всю информацию относительно требованиий  к упаковке , а информацию об образцах и ценах, можно найти на сайте Укрпочты.

Чтобы таможня приняла груз, нужно правильно подготовить сопроводительные документы. Образцы сопроводительных документов и бланки для заполнения можно скачать на сайте Укрпочты.

Для посылок  с вложением стоимостью до EUR150, сопроводительных бланков CN23  (22) и СP71 будет достаточно для прохождения украинской таможни. Для оправлений с вложением более EUR 150 оформляется дополнительно ГТД (грузовая таможенная декларация), для ее корректного заполнения понадобится помощь таможенного брокера.

 Продавец приходит на почту с 4 экземплярами CN23, там ставят печати и одну возвращают. Если груз дороже EUR150, то заполняется копия ГТД. Если отправитель - юрлицо, необходимо отразить уход товара в бухгалтерском учете. Оставшаяся у торговца CN23 является доказательством для налоговой того факта, что груз покинул территорию Украины.

Тарифы на международные отправления указаны на сайте. Для системных корпоративных клиентов  "Укрпочты" предусмотрены скидки в диапазоне от 3 до 20 % в зависимости от объема отгрузок в квартал.  Например, чтобы получить скидку 3 %, нужно отгрузить на 75 000 грн в квартал, или 170 застрахованных посылок в США весом по 500 грамм.

Когда продавец переходит к массовым отгрузкам, Укрпочта идет навстречу и предлагает АPI для автоматизированного отслеживания отправки и программное обеспечение. АPI дает возможность получать статусы доставки автоматом, возможность интеграции сервиса на сайт и возможность настроить автоматическое оповещение клиентов по email\смс в личном кабинете.

Бесплатное програмное обеспечение можно скачать на сайте Укрпочты. Оно дает возможность формировать, сохранять и печатать реестры (форма 103: при введении веса и места доставки в реестр автоматом подтягивается тариф по текущему курсу долара и  формировать, сохранять и печатать сопроводительные документы (CN22 и CN23, СP71).

Таким образом, украинские предприниматели в сложное экономическое время могут воспользоваться этими возможностями и расширить географию бизнеса.

Записала: Дарья Златьева

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.