Как объединить электронную коммерцию и логистику. Колонка Сергея Федоринова

10.02.2016
2652

forbes.ua

Сегодня все крупные коммерческие интернет-компании, начиная от Amazon, eBay и заканчивая китайскими Alibaba и AliExpress, так или иначе рассматривают варианты создания собственных логистических структур. Все задаются одним и тем же вопросом: как электронную коммерцию интегрировать с логистической структурой. Об этом в колонке для Forbes рассказал генеральный директор и основатель сети «Юлмарт» Сергей Федоринов

Как сочетать развитие IT с развитием бизнеса

Направление знаний относительно IT в крупной компании разделено на две части. Первая — это непосредственно управление IT как инфраструктурой, с точки зрения управления текущими продуктами. Вторая (находится в ведении дирекции по развитию) — это управление изменениями в IT как некоторой платформой, где создается продукт.

Как решать проблему быстрого роста бизнеса

Внутри нашей компании разделяют операционную или регулярную деятельность — не только в IT — и развитие. И, соответственно, практикуют даже не однократное выстраивание, а постоянное выстраивание взаимоотношений между этими блоками. Чтобы, с одной стороны, регулярное управление нормально воспринимало реализуемые развитием продукты и интегрировало их в свою регулярную деятельность. А с другой — и развитие, делая какие-то шаги по улучшению текущих продуктов или создавая новые продукты внутри компании, должно иметь в виду регулярное управление.

Система электронной коммерции не просто должна быть интегрирована с логистикой – она должна уметь эффективно работать с разными категориями товаров

Единая платформа для IT

Все основные функции и бизнес-процессы должны быть размещены на единой платформе — это нерушимое правило. Конечно, можно поддерживать взаимоотношения с разными программными продуктами, но тогда необходимо обеспечить абсолютно четкие, работоспособные, в том числе под нагрузкой, шины интеграции. В части основного бизнес-процесса мы перешли на платформу SAP. Незатронутыми остались только некоторые фронтовые функции и пользовательские интерфейсы.

Игра по собственным правилам

Вместе с SAP мы подписали меморандум о сотрудничестве, в рамках которого работаем над созданием e-commerce платформы, которая позволит вывести бизнес «Юлмарт» на новый уровень. Мы используем совокупность SAP-решений: у компании есть отдельные продукты для e-commerce, и отдельные – для логистики, но для реализации наших уникальных интегрированных бизнес-процессов требуется особый подход.

Клиентский опыт как конкурентное преимущество

На самом старте развития наша компания задалась целью создать высококачественный продукт с точки зрения совокупности услуг для клиента. Не просто сфокусированный на продаже товара, а именно на совокупности услуг: мы и продаем, и доставляем товар с четкими показателями качества, с четкими обещаниями, с четкими сроками и т. д. В частности, наш клиент в любом регионе, где мы присутствуем, может сдать товар обратно в систему.

Своя рубашка ближе к телу

Логистическая структура — наша собственная, с подрядчиками мы не работаем. Только в крайних случаях в пиковые сезоны нанимаем машины. Причем, необязательно у конкретной структуры. Не столь важно, где брать машины, как то, что они работают в рамках наших процессов и по нашим стандартам, правилам и нормам.

Забудьте слово «магазин»

Невозможно сеть любых магазинов — я подчеркиваю слово «магазин» — легко и быстро перебросить в интегрированную электронную коммерцию. Это принципиально разные технологии, в том числе — логистические. Одно дело принять товар на центральном хабе, разбросать по магазинам, и дальше его худо-бедно продавать с полок. Но такая модель не имеет ничего общего с технологией под названием fulfillment (с англ. — «исполнение»). Мы не называем наши магазины «магазинами» — они называются центрами исполнения заказов, или по-английски: fulfillment centers.

Принципиальное отличие заключается в том, что каждый из наших центров исполнения заказов работает с товарами именно как логистический центр. Вместе они составляют единый организм, состоящий из отдельных модулей или доменов. Человек из любого региона может посмотреть на сайте реальные остатки в любом регионе по любому товару.

Все основные функции и бизнес-процессы должны быть размещены на единой платформе — это нерушимое правило

Конечный потребитель является непосредственным участником или создателем заказа в этой самой внутренней интегрированной логистической системе. Товар может храниться, условно, где угодно. Конечно, в целом мы управляем движением товара, но если житель одного города заказывает холодильник — и он всего один в системе, причем на складе другого города — он к нему приедет. Мы гарантируем срок исполнения два дня.

Товарное разнообразие и сопутствующие услуги

В этом как раз дополнительный, усиливающий вызов. Система электронной коммерции не просто должна быть интегрирована с логистикой — она должна уметь эффективно работать с разными категориями товаров. 

Привлеченные средства от выхода на IPO (планируется в 2016 году. — Forbes) мы планируем направить, в первую очередь, на дальнейшее расширение мультипродуктовости компании. И речь здесь идет не просто о расширении товарного ассортимента, а о способности оперировать разными продуктовыми линиями и продуктовыми бизнесами.

Одно дело — поставить памперсы в каталог среди электроники, и совсем другое — восприниматься клиентом как профессиональная торговая площадка по детским товарам — включая услуги, расширенный ассортимент, особую политику ценообразования, программы лояльности и т. д.

Источник: forbes.ua

 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.