Правила менеджмента Петра Чернышова

26.01.2016
3001

Startup Ukraine

19 января на бизнес-завтраке Startup Ukraine генеральный директор «Киевстар» Петр Чернышов рассказал, каких принципов придерживается в управлении людьми

Если вы хотите чего-то достичь в жизни, будьте наглым и крайне уверенным в себе. 

Если вы знаете английский, это означает, что вы можете быстро прочитать что-то очень умное. Если вы будете каждое утро читать The Financial Times, то будете подкованны, cможете о чем-то рассказывать. В наш Kyivstar Hub раз в месяц мы привозим очень интересных людей, и они бесплатно выступают перед вами. Единственное условие: выступление на английском. Наши сотрудники говорили мне: «Как же мы привезем человека? Он будет говорить по-английски, и его никто не будет понимать". Но мы сказали, что если человек не понимает, значит, ему не надо туда ходить. В Киеве разве нет 500 людей, которые поймут по-английски? Есть. И у нас всегда аншлаги.

В менеджменте важно окружать себя подчиненными, которые умнее тебя. Легко сказать, но крайне сложно сделать. Стандартное поведение человека обусловлено страхом: если кто-то лучше тебя, завтра он тебя заменит. Действительно сильный руководитель не должен бояться более профессиональных подчиненных. Если я возьму на должность главного маркетолога, который хуже меня разбирается в маркетинге, то за что я буду ему платить зарплату? Моя задача — взять людей, которые гораздо лучше меня. Мой нынешний финансовый директор лучше меня понимает в финансах, и я этому очень рад.

Когда в одном месте скапливается много умных людей, всегда получается что-то хорошее, например, Кремниевая долина. Неважно, в какой отрасли — это может быть бизнес, наука, или армия.

Для управления умными, талантливыми людьми важно, чтобы они понимали, что у тебя есть право на то, чтобы это делать. Умный человек должен поверить, что его руководитель приведет компанию к успеху. Если он верит — то он идет за лидером, если нет — начинает заниматься чем-то на стороне.

Хороший топ-менеджер должен уметь играть роли. Для кого-то надо сыграть роль жестокого страшного руководителя, потому что иначе ты с ним не договоришься. А вот с другим такое не пройдет. Для кого-то надо сыграть жилетку для плача, а для кого-то — роль руководителя-друга, с которым он ходит пить пиво. Даже если вы пиво не любите. Вы оцениваете человека, видите, что ему надо, и играете роль. Это очень важный навык.

В процессе принятия решений у меня нет физической возможности выслушать каждого. Часто я говорю так: «Давайте, высказывайтесь при мне, а потом я выйду, и вы сами примете решение и сами за него будете отвечать». Люди, которые любят переложить ответственность, ненавидят это, потому что хотят, чтобы босс принял решение и сам за него отвечал. А люди, которых я стараюсь подбирать, любят сами решать, хотя иногда, бывает, и перегибают.

Я не люблю консультантов, у меня классовая ненависть к ним. Я имею в виду консультантов из больших компаний, например, когда приезжают из McKinsey и говорят: «Мы знаем, что вам нужно сделать». Они еще не знают, что случилось, но уже точно знают, что нужно сделать.

Человек способен удерживать в голове максимум 150 контактов. Их имена, деятельность, историю взаимодействия с ними. Соответственно, часть из них — это ваши друзья, родственники, часть — бизнес. Считается, что если бизнес до 50 человек, то вы всех их знаете лично. Вы знаете, что Вася закончил какой-то факультет, он инженер и хочет выиграть билет на матч «Динамо Киев — Шахтер». Зная об этом, вы мотивируете его тем, что когда-нибудь вы ему этот билет подарите. Когда у вас в бизнесе, как в «Киевстаре», работает примерно 5 000 человек, я их, к сожалению, лично не знаю. В таком случае должна работать индустриальная система мотивации, где ставятся и оцениваются определенные цели, а потом людям либо выплачиваются бонусы, либо выдаются какие-то мотивационные подарки. В «Киевстаре» раз в год проходит большой конкурс «Созвездие «Киевстар». По итогам конкурса проводится ужин, на котором я всех торжественно награждаю. Сотрудники сами номинируют, кого считают достойным победы, сами голосуют, и каждый год около 70 человек побеждают в этой номинации. Поскольку наша эмблема — звезда, мы дарим им большую красивую звезду, которая потом стоит с гравировкой на их столе. И люди очень гордятся этой наградой. Такая система мотивации должна быть у каждой большой компании.

Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Самая большая роскошь в жизни — это роскошь человеческого общения». Я полностью с этим согласен. Общаясь с людьми, я получаю гигантский заряд энергии.

Записала Анна Беленок

19 января на бизнес-завтраке Start Up Ukraine генеральный директор "Киевстар" Петр Чернышов рассказал о проектах, над которыми сейчас работает компания и поделился советами для тех, кто хочет добиться успеха в жизни.

Самое главное правило, если вы хотите чего-то достичь в жизни

Быть наглым и крайне уверенным в себе. Потому что тот, который все у всех просит, вряд ли достигнет большого успеха в жизни как предприниматель, как человек, который заработает много денег. В других сферах, науке, например – пожалуйста.

Еще очень помогает, если в семье было правильное отношение к образованию. Если семья привила тебе понимание, что образование – это круто, это очень хорошая инвестиция в жизни и еще помогла тебе поступить куда-то учиться – это очень помогает. Конечно, есть примеры людей(Билл Гейтс), которые создавали свои бизнесы и не закончив университет, но их мало. В основном люди заканчивают Стэнфорд или МИТ и после этого создают бизнес.

Если вы знаете английский, это означает, что вы можете очень быстро прочитать что-то очень умное. Потому что, все умное, что сегодня есть, написано на английском языке. На остальных языках, к сожалению, умного написано намного меньше.

Поэтому если  вы будете каждое утро читать The Financial Times, то у вас будет совершенно другой уровень образованности. Вы cможете о чем-то рассказывать. Это не поддерживать беседу за пивом. По-моему любимая тема бесед за пивом в Украине сейчас – это цена на нефть. Я не понимаю, как образуется цена на нефть.

Образовательные проекты в Киевстар

Что мы делаем? Мы очень тесно общаемся с не спортивными сборными Украины (по математике, физике и другими) и оплачиваем участие ребят в мировых олимпиадах.

Kyivstar Hub – наш образовательный проект. Раз в месяц мы привозим очень интересных людей и они бесплатно выступают перед вами. Единственное условие - только на английском. Сначала наш пиар говорил, как же мы привезем человека, он будет говорить по-английски, и его никто не будет понимать? Но мы сказали, что если он не понимает, значит ему не надо туда ходить. В Киеве разве нет 500 людей, которые поймут по-английски? Есть. И у нас всегда аншлаги.

Основные советы для управления людьми

Самое важное – окружать себя людьми в подчинении по разным направлениям, которые намного умнее тебя. Это очень легко сказать, но крайне тяжело делать. Потому что обычный руководитель не очень захочет, чтобы кто-то другой был умнее. И это стандартное поведение человека. Потому что если кто-то лучше тебя, то завтра он тебя заменит. Я считаю, что действительно сильный руководитель не должен так делать.

Если я возьму на должность главного маркетолога, который хуже меня разбирается в маркетинге, то за что я буду ему платить зарплату? Моя задача – взять людей, которые гораздо лучше меня. Мой нынешний финансовый директор намного лучше понимает в финансах, и я этому очень рад.

Когда в одном месте скапливается очень много умных людей, всегда получается что-то хорошее(например, Силиконовая долина). Неважно, это бизнес, наука, изобретения или армия.

Для управления умными талантливыми людьми важно, чтобы они понимали, что у тебя есть право на то, чтобы это делать. Умный человек должен поверить, что его руководитель приведет компанию к успеху. Если он верит – то он идет за лидером, если нет – начинает заниматься чем-то на стороне.

Хороший топ-менеджер должен уметь играть роли

На самом деле, когда ты управляешь бизнесом, ты играешь роли. Для кого-то надо сыграть роль жестокого страшного руководителя, потому что по-другому ты с ним не договоришься. А вот с другим такое не пройдет. Бывает и такое, что для кого-то надо сыграть жилетку для плача, а для другого - роль руководителя-друга, с которым он ходит пить пиво. Даже если вы пиво не любите. Работа любого топ-менеджера – это играние ролей. Вы оцениваете человека, видите, что ему надо и играете роль. Понятно, что вы играете одну роль, когда выступаете на совете директоров в Лондоне или Амстердаме перед акционерами. И совершенно другую на ежеквартальном собрании перед 350 топ-менеджерами, которых свозят со всей Украины. Умение играть правильные роли – очень важный навык.

В процессе принятия решений у меня нет физической возможности выслушать каждого

Довольно часто я говорю «давайте высказывайтесь при мне, а потом я выйду и вы сами примете решение и сами за него будете отвечать». Это совершенно нормальная вещь и нормальные люди это очень сильно любят. Люди, которые любят переложить ответственность, ненавидят это, потому что хотят, чтобы босс принял решение и он за него отвечал. А люди, которых я стараюсь подбирать, любят сами решать, хотя иногда бывает и перегибают.

Я очень сильно не люблю консультантов, у меня классовая ненависть к ним. Я имею в виду консультантов с больших компаний. Например, когда приезжают из McKinsey и говорят «Мы знаем, что вам нужно сделать». Они еще не знают, что случилось, но уже точно знают, что нужно сделать.

На самом деле, еще в начале карьеры в бизнесе я стал замечать, что ко мне ходили советоваться продавцы, маркетологи, финансовые контролеры. И удивлялся, почему они ходили именно ко мне. Наверное, я мог подсказать им что-то умное потому что много читал и знал английский.

Мотивация сотрудников

Согласно известной психологической теории, человек способен удерживать в голове максимум 150 контактов. Их имена, деятельность, историю взаимодействия с ними. Соответственно, часть из них – это ваши друзья, родственники, часть – бизнес. Считается, что если бизнес до 50 человек, то вы всех их знаете лично. Вы знаете, что Вася закончил какой-то факультет, он инженер и хочет выиграть билет на матч «Динамо Киев – Шахтер». Зная об этом, вы мотивируете его тем, что когда-то вы ему это подарите. Когда у вас в бизнесе, как в Киевстаре, работает примерно 5 тысяч человек, я их, к сожалению, лично не знаю. В таком случае должна работать индустриальная система мотивации, где ставятся и оцениваются определенные цели, и потом людям либо выплачиваются бонусы либо платятся какие-то мотивационные подарки. В Киевстаре  раз в год проходит большой конкурс «Созвездие Киевстар». По итогам конкурса проводится торжественное награждение и ужин, на котором я всех награждаю. Сотрудники сами номинируют, кого считают достойным победы, сами голосуют и каждый год около 70 человек побеждают в этой номинации. Поскольку наша эмблема – звезда, мы дарим им большую красивую звезду, которая потом стоит с гравировкой на их столе. И люди очень гордятся этой наградой. Такая система мотивации должна быть у каждой большой компании.

Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Самая большая роскошь в жизни – это роскошь человеческого общения». Я полностью с этим согласен. Общаясь с людьми, я получаю гигантский заряд энергии.

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.