Как регулируются взаимоотношения ритейлеров и поставщиков в ЕС — выступление Марты Кузьмин, Центр экономической стратегии

04.12.2015
2456

Во время публичных дебатов на тему «Ритейлеры VS Поставщики», организованных нашим порталом 26 ноября, старший экономист Центра экономической стратегии Марта Кузьмин рассказала, как работает система взаимоотношений поставщиков и ритейлеров в Европе

Наряду с понятием злоупотребления рыночной силой, т.е. монопольным положением, в Европе широко употребляют понятие, как злоупотребление переговорной силой. Например, есть много поставщиков и среди них большая конкуренция, или поставщики быстро портящейся продукции -молока, овощей, фруктов. В переговорах с торговыми сетями такие поставщики будут иметь намного меньше переговорной силы. С другой стороны, если переговоры ведет большая компания с известными брендами, поддержкой материнской компании за границей, лояльными покупателями, то вероятно, что в переговорах с торговыми сетями она будет иметь намного больше переговорной силы и лучше отстаивать свои условия, поскольку торговые сети заинтересованы в том, чтобы поставить такой бренд к себе на полку: он сразу покупается и привлекает к торговой точке больше покупателей. Пример — компания Nestle, которая, ведя переговоры по поставке кофе, если ей не нравятся условия торговой сети, может забрать всю линейку своих товаров, представленных в данной сети. И это очень сильно ударит по продажам сети.

Главным результатом такого неравенства в переговорной силе является то, что более сильная сторона требует для себя лучших условий и переносит свои коммерческие риски на другую сторону. Вторая, более слабая сторона не может отказаться от подписания такого договора, поскольку ей это принесет убытки, по крайней мере в краткосрочном периоде. Такие торговые практики принято называть unfair — несправедливые, нечестные. В Европе очень тщательно смотрят на такое поведение на рынке, поскольку нечестные торговые практики приводят к уменьшению конкуренции, и это плохо влияет на потребителей, малый и средний бизнес. А процветание малого бизнеса для Европы очень важно для занятости и благосостояния населения.

Какие нечестные торговые практики рассматриваются чаще всего в Европе?

В первую очередь нечеткие условия в контракте. Понятно, что если условия нечеткие, в ходе выполнения контракта более сильная сторона интерпретирует эти условия по-своему. Второй вид — когда нет письменного договора. При устных договоренностях более сильной стороне легче менять условия договора «под себя». Третий вид — более важный и распространенный в Украине — ретроактивные изменения к договору. Например, счет поставщика уменьшается на некий процент с продаж. Сюда же включают плату за вход и т.д. Европейцы отмечают, что если такие условия очень четко прописаны в договоре, то это нормально и не является нечестной практикой. Проблема появляется, если в условиях нет четких параметров так называемых «ретробонусов», и тогда, следовательно, - это нечестные торговые практики.

Четвертый вид нечестных торговых практик, тоже очень важный для Украины, — перекладывание коммерческих рисков, включая отсрочку платежей, кредиторские задолженности, инвестирование в новые торговые точки, их ремонт, требование забрать за счет поставщика товар, который не продался, и т.д. Все это относится к перекладыванию рисков и, независимо от того, насколько четко прописывается в контрактах, всегда относится к нечестным практикам. Такими рисками не может управлять другая сторона. Например, если на поставщика возлагают ответственность за украденный товар, он не может предпринять какие-либо меры в торговой точке для того, чтобы обезопасить этот товар от кражи, а торговая сеть не имеет стимула для того, чтобы думать, какими мероприятиями обезопасить товар. Поэтому такие перекладывания рисков всегда относят к нечестным практикам.

Следующий тип менее распространен в Украине. Европейцы очень тщательно смотрят на использование коммерческой тайны. Торговые сети требуют, как можно больше информации о товаре, что нормально, но когда они производят свои private label, то могут использовать эту информацию для улучшения своего товара.

Последний тип, который также важен для европейцев, — нечестное прекращение коммерческих отношений. Естественно, что время от времени коммерческие отношения прекращаются, но когда это происходит как шантаж одной стороны, и о прекращении отношений не сообщается за достаточно разумный срок, это также считается нечестной торговой практикой.

Законодательство, регулирующее торговые практики, в каждой стране Европейского Союза разное. На общем уровне ЕС нет норм, которые не разрешают либо регулируют нечестные торговые практики. Единственное, что регулируется на уровне ЕС, — монопольное положение. В каждой стране отдельно нечестные торговые практики регулируются по-разному, и во многих странах также на законодательном уровне. Больше всего — в 18 странах — регулируется нечестное использование коммерческой информации. Также в половине стран ЕС регулируется злоупотребление экономической зависимостью или переговорной силой, перекладывание рисков на другую сторону, одностороннее изменение контрактных условий. В еще меньшем количестве случаев также регулируется нечестное прекращение договора. Кроме этих законодательных норм в Европе очень развито частное регулирование — это кодексы и правила поведения, вырабатываемые участниками рынка. Когда в стране существуют и законодательные нормы, и частное регулирование, то в разных странах взаимодействие между этими двумя регулированиями происходит по-разному.

Например, в Англии есть Grocery Code — правила поведения в продовольственном ритейле, и Третейский судья, который следит за тем, чтобы эти правила исполнялись. Полномочия, права и обязанности Третейского судьи прописаны в законе. В Португалии также существует и частное регулирование, и законодательство, и субъекты хозяйствования, столкнувшиеся с нечестными практиками, сами выбирают, на что ссылаться — на закон или частное регулирование. Во Франции, Италии (считается, что у них очень эффективное регулирование нечестных практик) в законах ссылаются на нормы частного регулирования. Если участники рынка меняют частное регулирование, то автоматически закон ссылается на уже обновленные нормы. То есть рынок сам себя регулирует, а законодательство обязывает всех участников выполнять то, что придумал рынок. В иных случаях частное регулирования готовит почву для законодательства — нормы кодексов поведения становятся нормами соответствующих законов, а частное регулирование отмирает.

Частное регулирование отличается во всех странах, но в общем больше базируется на принципах. Оно говорит о необходимости честно поведения, о справедливости, о соответствии нормам этики, и для частного регулирования менее характерны конкретные перечни честных и нечестных практик. В законодательстве, наоборот, более четко прописаны конкретные практики, которые запрещены.

В Украине очень мало законодательных норм или кодексов поведения, регулирующих нечестные торговые практики, по крайней мере, в продуктовом ритейле точно еще нет таких правил. Поскольку мы взяли курс на ассоциацию с Европейским Союзом, рано или поздно нам предстоит изучить регулирование нечестных торговых практик в Европе, и похожим образом регулировать их у нас.

Записала Анна Беленок

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.