Как украинские ритейлеры работают с имиджем работодателя

17.08.2018
2268

Источник фото: shutterstock.com

Сегмент ритейла страдает от текучки кадров в два раза больше, чем остальные отрасли бизнеса. Инвестируя в брендинг работодателя, текучесть кадров можно снизить на 28% – довольно веская причина, чтобы начать работать над имиджем компании среди сотрудников. Retailers решил узнать, зачем еще нужно заботиться о бренде работодателя или HR-бренде, и как это делают украинские ритейлеры


Зачем нужно создавать HR-бренд

В формировании имиджа работодателя заработная плата практически всегда стоит на первом месте. Бренд-менеджер Lush в Украине Елена Сургай говорит, что для младшего персонала зарплата почти всегда является решающим фактором, потому что, как правило, это молодые люди, которые снимают квартиры, учатся, хотят много путешествовать. В этом случае без конкурентной заработной платы никак. Материальная мативация менее значительна для менеджеров среднего звена. Елена Сургай отмечает, что они чаще хотят посещать различные тренинги для повышения квалификации, расти по карьерной лестнице и участвовать в бизнес-инициативах компании.

Компаниям также следует помнить, что позитивный имидж работодателя нужен не только в кадровой борьбе с конкурентами, но и с трудовой миграцией. В последнее время эксперты отмечают колоссальный отток кадров за границу. Основные конкуренты украинских работодателей – компании Польши, Словакии, Литвы и Хорватии. Как отмечает издание "Новое время", c 2013 года по 2016 год численность экономически активного населения в возрасте от 15 до 70 лет в Украине сократилась с 21 млн до 18 млн. И за эти же три года численность штатных работников уменьшилась на 2 млн, а самозанятых – на 2,5 млн. Сейчас численность экономически активного населения не достигает и 50%. Конечно, нельзя сказать, что проблема "утечки мозгов" связана исключительно с условиями труда на украинских предприятиях, но нематериальная мотивация от работодателя все же может повлиять на сотрудника и склонить его к тому, чтобы не покидать компанию.

На формирование имиджа работодателя-ритейлера влияют: продукт, который продает компания; бренд компании – нынешний или будущий сотрудник должен быть доволен компанией и как потребитель; коммуникация компании с сотрудниками и клиентами; участие компании в социальных инициативах и, конечно, уровень заработной платы и своевременная ее выплата.

Источник фото: visualhunt.com

Что делают украинские ритейлеры

Руководитель департамента по работе с персоналом Watsons Алена Рубанец уверена, что сфера ритейла первой чувствует изменения на рынке труда. "Пришло время всерьез задуматься о EVP (Employee Value Proposition) – уникальном ценностном предложении для сотрудников и кандидатов для каждой компании", – говорит Рубанец. Тем более, что текучесть кадров в сегменте ритейла вдвое выше, чем в остальных отраслях бизнеса.

Растить смолоду

Крупная drogerie-сеть Watsons, к примеру, сотрудничает с учебными заведениями. "Watsons предоставляет студентам оплачиваемую практику с возможностью трудоустройства", – отмечает Алена Рубанец. Она считает, что для компании важно влиять на формирование образовательных программ и качество подготовки специалистов, создавать возможности для развития карты профессий в сфере розничных продаж, в том числе – за счет дуального образования.

Коммуникация всему голова

Исполнительный директор UAmade Кристина Крымская отмечает, что большинство компаний забывают о коммуникации с тем пулом кандидатов, которые по каким-то причинам не подходят компании. По ее словам, важно давать обратную связь не только тем кандидатам, которые прошли собеседование, но и тем, которые прислали свое резюме. Крымская говорит, что важно уделять внимание каждому кандидату и даже дежурный ответ оставит положительное впечатление о компании.

Сегодня профили в социальных сетях – одна из главных площадок коммуникации не только с клиентами, но и с соискателями. "На нашей страничке потенциальный сотрудник может найти не только информацию о продукции, но и о том, чем живет компания – как мы проводим рабочие будни и как отдыхаем вместе", – отмечает Крымская.

Ученье – свет

Поскольку для нынешних работников важен не только уровень заработной платы, но и возможность личностного и карьерного роста, важно давать сотрудникам возможность и простор для этого развития. Это могут быть курсы для повышения квалификации, тренинги и различные обучающие программы. Например, в Comfy постоянно действует корпоративный университет, на сайте которого можно пройти курсы в виде квеста или пообщаться с коллегами. Сотрудники периодически проходят аттестацию. За счет этого 90% нынешних руководителей Comfy выросли внутри компании.

"Цитрус" в июле этого года запустил внутреннюю корпоративную академию для сотрудников, где работники компании могут освоить новую профессию. "Мы пошли не путем развития личностных компетенций, а обучения новой профессии", – рассказывает директор департамента персонала "Цитрус" Ксения Швед. Академия работает чуть больше месяца, но уже 50 сотрудников розницы прошли отбор и тестирование, 10 из них были приглашены на обучение в Одессу и двое были зачислены на должность в центральный офис. На сегодня в "Цитрус" разработаны 3 программы переквалификации, а к концу году их будет 10.

Work&Life balance

Компания должна понимать, что у ее сотрудника есть семья, что ему нужен отдых. "Ритейлер работает с людьми и для людей. Поэтому work&life balance – одна из основ в работе с сотрудником, о которой работодатель должен всегда помнить", – говорит руководитель отдела развития персонала Comfy Елена Гриценко. Гибкий график, возможно взять отгул – одни из вариантов, которые помогут работодателю в создании условий для поддержания баланса между работой и жизнью у сотрудника.

Поощрять

Любому сотруднику будет приятно, если его старания будут замечены работодателем. К примеру, в июне 2018 двое сотрудников одного из магазинов Lush, работающего в Киеве, съездили в Лондон на 5 дней. Это была награда за победу в конкурсе среди всех магазинов Lush в Украине за наибольший процент продаж продукции без упаковки в общих продажах магазина. "Коллеги увидели Лондон, побывали в Пуле (там находится головной офис Lush, – Ред.) на фабрике Lush, – рассказывает Елена Сургай. – В сентябре мы делегацией из 12 человек, включая четырех управляющих магазинами в Киеве, Львове, Днепре, отправляемся в Манчестер на ежегодный гранд-шоу-кейс Lush".

В "Цитрус" готовятся к запуску программы, похожей на Kickstarter. "Это внутренняя корпоративная программа, где мы будем собирать лучшие практики и инновационные решения наших сотрудников, поощрять и развивать стремление изменить себя и компанию", – говорит Ксения Швед.

 

Автор: Дарья Янченко

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram и в Facebook Messenger, (обновление раз в день), а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.