"Новости компаний. И что с этого?" – Naspers продал долю в Kasta, сейчас выходит из EVO, а "Цитрус" снова меняет СЕО

11.08.2018
1618

Южно-африканский фонд Naspers продал долю в Kasta, сейчас выходит из EVO. В Украине у фонда остается olx.ua

Интернет-супермаркет Rozetka и группа компаний EVO (prom.ua, bigl.ua,кabanchik.ua и др.) планируют объединиться, о чем объявили стороны сделки. В результате Rozetka выкупит долю Naspers в группе компаний EVO. Доля основателей EVO трансформируется в долю в объединенной компании. ЕVO создали предприниматели Николай Палиенко, Денис Горовой и Тарас Мурашко. Ранее Палиенко говорил, что трем основателям компании и еще четырем миноритарным партнерам, которые помогали на начальной стадии, принадлежало 49%, а Naspers – 51%. Позже он в интервью "Интерфакс-Украина" уточнил, что так было вначале: "Сейчас мы не раскрываем доли".

Naspers опосредовано приобрел мажоритарный пакет на тот момент в сервисе Prom.ua в 2009 году. По оценкам участников рынка, контроль над компанией обошелся Naspers в $1 млн. Сейчас же их пакет, по информации ain.ua, оценивается в $12-15 млн. Закрытие сделки Rozetka и EVO произойдет только после разрешения Антимонопольного комитета. Объединённая компания продолжит развивать направление маркетплейсов, что позволит малым и средним украинским предпринимателям продавать товары через сайты объединенной компании. В дальнейшем, благодаря логистике Rozetka, потребители получат более оперативную доставку товаров от предпринимателей-продавцов маркетплейсов, говорится в сообщении EVO.

Из всех активов EVO Rozetka опосредованно конкурирует с Prom.ua и bigl.ua, говорит управляющий партнер AVentures Capital Евгений Сысоев. По его словам, оба сервиса – маркетплейсы в разных моделях, только Rozetka работает в b2c сегменте, и у нее хорошо работает услуга прямой доставки потребителю, а Prom.ua построил b2b отношения с малым и средним бизнесом, отдав им на откуп приём платежей и контроль за доставкой. "Эта сделка важна в первую очередь для Rozetka, так как компании остро требуетcя ребрендинг и смена позиционирования. Так она сможет выйти в новые сегменты с2c и b2b", – комментирует заявление маркетплейсов один из топ-менеджеров компании на рынке e-commerce. Эксперт рынка e-commerce Виталий Яницкий отмечает, что в результате сделки капитализация Rozetka вырастет, а значит – вырастет стоимость доли Horizon Capital, который также является акционером Rozetka. "Возможно, уже есть стратег на горизонте", – отмечает Яницкий. Он предполагает, что следующим шагом Rozetka будет выход в fashion-сегмент, который может произойти за счет покупки действующего игрока или же самостоятельного развития на базе целевой аудитории EVO.

пресс-служба Kasta

О выходе Naspers из украинских активов

Выход Naspers из EVO вполне закономерен. Компания Naspers, с одной стороны, является стратегом, с другой – часто выступает долгосрочным финансовым инвестором, который продает активы через 10-15 лет после их приобретения с прибылью для себя, говорит Сысоев. Он приводит в пример сделку по продаже польской Allegro.

В то же время соучредитель Soul Partners Виталий Проворотов говорит, что продажа доли в EVO это часть процесса по выходу Naspers из украинских активов. "В случае совершение сделки с Rozetka это будет вторая продажа в Украине", – уточняет Проворотов. Один из инвест-банкиров на правах анонимности рассказал Retailers, что Naspers продал долю в modnaKasta (сейчас Kasta) фонду, который выступал в интересах ИК Dragon Capital Томаша Фиалы. "Информацию о продаже на рынке начали активно обсуждать в конце прошлого - начале этого года", – добавил собеседник Retailers. Другой источник Retailers – топ-менеджер компании сегмента e-commerce – говорит, что сделка произошла несколько лет назад, не раскрывая более точную информацию. В пресс-службе ИК Dragon Capital заявили, что не комментируют слухи. "Kasta не является публичной компанией. Мы не разглашаем состав акционеров", – ответили в пресс-службе ритейлера.

В Украине у Naspers остался еще один актив – olx.ua. "Не думаю, что Naspers будет отдельно от глобального сервиса Olx продавать украинское подразделение", – говорит Сысоев. По его словам, основатели EVO уже публично намекали, что, возможно, скоро запустят сервис, аналогичный Olx.ua.

И что с этого?

  • В случае завершения сделки между Rozetka и EVO она станет самой крупной на рынке e-commerce с момента его существования. "Речь не в сумме сделки, ее я не знаю, а в том, что объединились два крупных игрока и, возможно, ещё будет масштабный эффект на всю e-сommerce индустрию", – говорит управляющий партнер AVentures Capital Евгений Сысоев. Он добавляет, что в последние годы крупные онлайн-ритейлеры отбирают рыночную долю у мелких и средних игроков, разве что за вычетом узкоспециализированных. В сентябре 2016 года Палиенко заявлял, что в сегменте продаж товаров через интернет доля их сервисов могла составить от 10 до 20%. 
  • Если Naspers выходит из локальных проектов, это говорит о том, что не все так хорошо в этих активах, считает один из инвест-банкиров. По его словам, для Rozetka эта покупка означает, в том числе, выход на международные рынки. Дело в том, что сервисы, входящие в EVO, работают  в Беларуси, Казахстане и России.

Фото: trademaster

Очередная смена СЕО у розничного оператора электроники "Цитрус"

Последний СЕО "Цитрус" Алексей Погорелов проработал в компании чуть больше трех месяцев. По его словам, такой срок был оговорен в трудовом договоре изначально. В "Цитрус" не прокомментировали уход Погорелова. Это третий руководитель, который покинул компанию за последний год. По словам источника, знакомого с ситуацией, собственники "Цитрус" в ближайшее время планируют самостоятельно управлять бизнесом.

Часто меняются в "Цитрус" и директора по маркетингу. В начале 2017 года Виктор Шолошенко заявил, что уходит с поста в мае того же года. После него сменилось как минимум еще два руководителя подразделения маркетинга. По данным Retailers, новым директором назначена Надежда Фомина, которая занимала аналогичную должность в сети парфюмерии и косметики ProStor.

И что с этого?

  • Частая смена топ-менеджмента – не лучшее решение, так как может негативно сказаться на бизнесе. В "Цитрус" эту ситуацию никак не комментируют.

Авторы: Вероника Гаврилюк, Дарья Янченко

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram и в Facebook Messenger, (обновление раз в день), а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.