Ритейлеры не готовы активно вкладываться в инновационные технологии, пришли к выводу в Gartner. Чтобы быть первым, стоит обратить внимание на 5 технологий

25.06.2018
2731

cio.ru

В ближайшие пять лет на развитие ритейла существенное влияние окажут такие технологии, как дополненная реальность, умные магазины, дополненные данные, а также цифровые рабочие места для сотрудников и алгоритмический ритейлинг, прогнозируют эксперты исследовательской компании Gartner. Но ритейлеры не готовы активно вкладываться в инновационные технологии – в качестве приоритетов для развития они видят скорее темпы роста, а не цифровые стратегии, рассказала директор по развитию бизнеса в России Gartner Елизавета Моор, на чей доклад ссылается издание if24.ru


Все пять указанных технологий находятся в самом начале использования – речь идет о так называемом "хайп сайкле", или кривой зрелости технологий, с помощь которой Gartner описывает этапы внедрения последних в окружающий мир. Кривая традиционно включает 5 стадий развития, которые проходит каждая новая технология, начиная от запуска или информационного триггера до плато производительности. Все пять технологий находятся на самом старте, либо на стадии “хайпа”, либо на стадии “информационного триггера". А это значит, что буквально в течение 2-5 лет они станут реальностью, и внимание бизнесу стоит обращать на них уже сегодня. Исключением окажется разве что технология цифровых рабочих мест, которая потребует большего времени для принятия рынком.

Умный магазин и дополненная реальность

Одним из наиболее активно развивающихся технологических трендов на рынке ритейла станет внедрение в отрасли смешанной реальности – речь идет как о механизмах дополненной, так и виртуальной реальности, а также коммуникационных платформ, связывающих реальный и цифровой мир, в том числе чат-ботов. "История с покупкой Amazon сети Whole Foods – это большая веха, после которой стало понятно, что классический интернет-ритейл без bricks and mortar магазинов жить не сможет", – уточняет Елизавета Моор.

В будущем магазины должны предоставить покупателю иммерсивный опыт, подразумевающий полное погружение в пространство ритейлера. Внедрение технологий дополненной реальности неминуемо приведет к развитию в ритейле механизмов "умного" магазина, что сделает возможным дистанционный автоматический заказ товаров в соответствии с потребностями покупателя. Как полагают в Gartner, уже к концу следующего года половина расходных материалов для уборки дома, к примеру, будет автоматически пополняться через систему умного подключенного дома.

Цифровое рабочее место

По подсчетам Gartner, к 2020 году 1 млрд сотрудников разных компаний почувствуют, что работать стало легче за счет алгоритмов, которые автоматизируют их рутинную работу. Последнее позволит сотрудникам индустрии автоматизировать рутинные обязанности, и они смогут больше времени уделять своим прямым обязанностям, а именно: формировать пользовательский и клиентский опыт. Ряд технологий, имеющих прямое отношение к цифровому рабочему месту, уже активно используются в отрасли – это, в том числе, технологии распознавания речи и геймификация для сотрудников и продавцов.

Дополненные данные и алгоритмический ритейлинг

Речь идет об использовании бизнесом данных о пользовательской аудитории, причем не только собственной, но и других игроков рынка, а также о способах получения клиентской информации в магазинах ритейлера. Как полагают в Gartner, уже в 2019 году 50% запросов будут создаваться с использованием естественных языков (как и ответы на них). "Клиенты хотят разговаривать с устройствами на человеческом языке, и ожидают, что отвечать им будут так же", – уточняют в компании.

Все более активное задействование механизмов алгоритмизации, а также технологии искусственного интеллекта позволит участникам рынка ритейла эффективнее использовать аналитику больших данных. Это в итоге и обеспечит эффективное, гибкое, но одновременно унифицированное обслуживание клиентов. Причем сделать подобное будет возможно, несмотря на все более усложняющуюся и детализированную структуру розничной торговли. "К 2020 году большинство ритейлеров в работе будут активно использовать искусственный интеллект", – уточняет Елизавета Моор.

В Gartner отмечают, что часть технологий уже применяется в ритейле; правда, речь все же о единичном опыте, который к тому же дорог во внедрении. Вместе с тем компания предупреждает, что было бы ошибочно ожидать от ритейла чрезмерно активного внедрения инновационных технологий.

Как показывают результаты опроса, проведенного Gartner среди IT-директоров ритейл-компаний, в качестве приоритетов для развития здесь видят, скорее, темпы роста, а не цифровые стратегии (если первый приоритет называет 40% опрошенных, то второй оказался важен лишь для 15% из них). Также в 10 самых значимых для отрасли технологий, по мнению участников исследования от отрасли, не вошел Интернет вещей; между тем, именно эта технология, по мнению респондентов от других отраслей, входит в топ-5 наиболее значимых. Когда речь заходит о готовности к изменениям, IT в ритейле также отстает от лучших результатов на рынке.

"Число ритейлеров, которые в настоящее время извлекают выгоду от цифровизации, удвоилось по сравнению с результатами исследований 2017 года, составив 4%, но все еще слишком мало, чтобы изменить курс развития отрасли", – резюмируют в Gartner.

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.