Бизнес по-китайски: на что нужно обратить внимание украинским предпринимателям, закупая товар в Китае

12.06.2018
547

siteimage.com.ua

"Не нужно скупиться на сопровождение ваших сделок в Китае, так как в этом бизнесе постоянно появляются новые махинации", – рассказали Павел и Евгений Ковтуненко на конференции «Бизнес с Китаем по-взрослому». Павел – официальный представитель Alibaba в Украине, а Евгений – владелец торгово-консалтинговой компании Atlasell. Ковтуненко рассказали, как $500 могут спаси целый бизнес, зачем бренду нужна торговая марка и как она поможет выиграть спор с Volkswagen.


Хит-парад китайских махинаций

Продают списанные единицы товара. Но цену ставят как на обычный товар, к примеру, $1, в то время как его правдивая цена – 10 центов. При переговорах продавец сбивает цену до 50 центов, покупатель думает, что он в выигрыше, но на самом деле – нет.  Запомните, на фабрике всегда есть списанный товар. Это та часть товара, которая не вошла в основную продажу крупной партии, и впоследствии ее надо было списать. Если вы планируете сделать небольшой заказ, 50-100 единиц, и вы хотите сбить цену на 80% – вам продадут именно такой товар.

Продают некачественный товар.

Хитрят во время переговоров. На начальном этапе вы можете полагать, что являетесь очень важным клиентом для китайской компании, однако для них вы – один из тех миллионов, которые обращаются к ним каждый месяц. Поэтому всегда нужно быть внимательным.

Продают товар без инвойса. У нас в стране принято считать, что продажи по инвойсу – просто, они не подразумевают никаких контрактов, нужно всего лишь перечислить деньги. Но на самом деле в случае, когда возникает спорная ситуация, китайский продавец находится в более выгодном положении, так как у вас нет заключенного контракта, на основании которого можно предъявить претензии. У вас так же отсутствует техническое описание товара, и вообще нет ничего, кроме наименования товара в инвойсе и его стоимости. С такими документами вы не можете вернуть себе деньги обратно. В одном из наших кейсов клиент не захотел тратить $500 на юридическую поддержку оформления сделки. В итоге он заплатил лишние $7 000.

Воруют вашу торговую марку. Распространенная ситуация, когда на Amazon и Kickstarter при запуске вашего товара продажи могут заблокировать. Ранее вы заключили договор с китайским продавцом. Как только вы запускаете производство, он первым делом идет к юристу, регистрирует в Китае торговую марку, а далее происходят очень интересные вещи. Amazon блокирует продажи из-за того, что какая-то китайская фирма подала вашу торговую марку на privatelabel.

Зарегистрированная ТМ препятствует недобросовестной конкуренции. У нас были кейсы, когда мы помогали регистрировать торговые марки, что позволяло ликвидировать чужие продажи таких же товаров в интернете. К примеру, мы зарегистрировали торговую марку одного из наших клиентов в Британии. После этого у клиента возник патентный спор с компанией Volkswagen, которая подала на нашего клиента в лондонский арбитражный суд. Мы защитили интересы нашего украинского предпринимателя и выиграли спор против Volkswagen.

Как проверить надежность китайского поставщика?

Проверить учредительные документы. Для китайских клиентов важно, когда вы запрашиваете документы. Это означает, что у вас серьезные намерения.

Получить актуальные выписки из реестра компаний. Актуальные данные о поставщиках можно получить из открытых китайских онлайн-реестров. Есть множество компаний, которые помогут вам с поиском данных. Что они дают?  Вы увидите, когда была зарегистрирована компания. Если у компании торговый опыт составляет меньше года, с ней лучше не работать. Также в документах стоит обратить внимание на то, был ли внесен уставной капитал компании. Если он не был внесен, не стоит связываться с такой компанией.

Посетить производство. Бывают такие случаи, что производство, которое работает сегодня, может закрыться уже завтра. Поэтому, если у вас есть средства, вы должны обязательно прилететь в Китай, попросить сопровождение и съездить на производство для того, чтобы лично убедиться в его существовании и заодно посмотреть, какая там ситуация. Наш совет – не пользоваться услугами местных переводчиков, так как, к сожалению, они могут быть в сговоре с недобросовестным клиентом. Берите с собой нашего переводчика, который специализируется на бизнес-переводе. 

Проверить наличие судебных споров.

Нужно убедиться, что у китайской компании есть право на осуществление внешнеэкономической деятельности. Если вы собираетесь работать в офлайне с крупными закупщиками, у вас будут требовать белый товар, т.е. официально завезенный товар со всеми документами и НДС. Если китайская компания не имеет права осуществлять внешнеэкономическую деятельность, она не сможет отгрузить ваш товар. Он будет дешевле, но отгрузить "в белую", официально, его будет нельзя. Вам придется покупать документы в Украине, что не правильно, либо договариваться с Китаем, чтобы ваш товар перепродали на другую экспортную компанию, которая впоследствии возьмет все процессы, связанные с данной продажей, на себя. Такие случаи бывают довольно часто.

Подать запросы в органы государственной власти.

Проверить полномочия торгового представителя. Никогда не знаешь, кто этот человек, который проводит с вами переговоры по ту сторону электронной почты, имеет ли он право подписывать договор.

Распространенные ошибки в контрактах, которые допускают украинские компании в бизнесе с Китаем:

- Контроль качества товаров.

- Язык договора, подпись и печать на договоре. Контракт лучше  составлять на английском и китайском, чтобы обе стороны понимали суть договора.

- Урегулирование споров в судебном порядке. Читайте внимательно, где будет рассматриваться спор по вашему контракту. Двух вариантов   арбитражного суда быть не может. Бывает такое, что китайская сторона указывает несуществующий арбитраж в контракте.

Записала: Людмила Будина

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram и в Facebook Messenger, (обновление раз в день), а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.