Оборот рынка общепита составляет около 52 млрд грн — исследование POSTER

17.10.2017
248

http://nv.ua

Согласно исследованию POSTER, в Украине на данный момент насчитывается около 80 предложений франшизы в сфере общепита, при этом обороты данного рынка составляют 52 млрд грн в год и постепенно возвращаются к докризисным 65–80 млрд грн. Сервис по автоматизации кафе и ресторанов POSTER вместе с экспертами отрасли выяснил, что нужно знать франчайзи, покупающему ресторан или кафе, чтобы получить более точные данные о бизнесе

Объем рынка Украины — это более 45 млн потребителей товаров и услуг. Так что одна из крупнейших стран Западной Европы не может не вызвать интереса у потенциальных и крупных франчайзеров. По данным POSTER, франшизу на территории Украины предлагают около 550 компаний, более половины из которых — крупные и хорошо известные бренды. Свыше 65% рынка франшиз — отечественные компании, вторые по значимости в стране — франшизы из США и Европы.

«В сфере общепита в Украине на сегодняшний день предлагается около 80 франшиз: лидеры — кофейни и пекарни, фастфуд и стритфуд, то есть проекты, работающие в низком и среднем ценовом сегменте, — говорит соучредитель компании по автоматизации кафе, ресторанов и магазинов POSTER Родион Ерошек.  Инвестиции в открытие популярной точки общепита по франшизе составляют от 130 000 грн (мини-пекарни, фуд-траки, мини-кофейни и островки) до 4–5 млн грн».

Привлекательность инвестиций в открытие собственного кафе или ресторана по франшизе постепенно растет. Несмотря на то что последние три года украинцы тратят менее 3% своих доходов на рестораны и кафе, в 2017 году этот показатель начинает медленно расти.

Тем не менее на самом рынке франшиз заметен рост предложения — за год прибавляется приблизительно 10 новых предложений в сфере общепита. В этой ситуации надо хорошо разбираться в ресторанном бизнесе и знать реальные показатели.

«Если ресторан пользуется системой автоматизации, то можно попросить снять показатели. Многие готовы их предоставить на этапе подписания договора, — говорит Родион Ерошек. — Системы автоматизации бизнеса помогают в удобной форме отследить и финансовые показатели, и популярные блюда в меню, оценить маржинальность блюд, оптимизировать закупки и не только. Если франчайзер использует централизованную систему автоматизации и учета, он может видеть эффективность своих систем лояльности и маркетинговых акций, а значит, будет лучше понимать, что предлагать покупателям франшизы и как контролировать их действия».

Франчайзинг можно смело включать в двадцатку перспективных направлений бизнеса в Украине на ближайшие 3–5 лет — отмечают аналитики компании по автоматизации кафе, ресторанов и магазинов POSTER.

Бизнес по франшизе считается вполне безопасным, поскольку конечный потребитель уже знаком с той или иной торговой маркой. В обмен на рояли и паушальный взнос покупатель франшизы получает готовое решение без бюрократической возни и рисков, связанных с запуском бизнеса с нуля. Однако и здесь есть свои подводные камни.

Не всегда франшизные компании следуют правилу «мой клиент — твой клиент», они просто продают бизнес-модель, и им все равно, у кого ты покупаешь продукты и кого берешь на работу. В конечном счете страдает репутация обоих. Добросовестный владелец франшизы поможет выбрать точку, проконсультирует по наиболее проходимым местам, даст рекомендации по оформлению витрин, особенно если речь идет о магазине или кафе.

Покупка франшизы — в первую очередь выбор партнера. Некоторые бренды продают только упаковку и бизнес-модель, остальное оставляют на откуп франчайзи. Но так придется разбираться в новом бизнесе и все риски нести самому. Другой вариант работы с франшизой — владелец франшизы помогает с открытием проекта и принимает часть решений по управлению, арт-части и маркетингу так, чтобы у партнера был постоянный положительный финансовый поток.

Один из главных вопросов (при прочих равных) — цена и сумма стартовых затрат. Надо оценить и другие условия — например, порядок выплаты роялти. Некоторые бренды, особенно западные, требуют роялти сразу, даже если торговая точка еще не открылась. Кстати, бывают франшизы и без роялти.

«Раскрученный бренд не всегда гарантия успеха, поэтому стоит заранее обсуждать условия партнерства: по аренде оборудования, взаимодействию с поставщиками и подрядчиками, использованию технологий, технической поддержке. До сделки изучить план запуска проекта, продумать ответственных за каждый этап, — поясняет соучредитель компании по автоматизации ресторанов POSTER Родион Ерошек. — Среди наших клиентов есть и франчайзинговые сети, а подключение к облачным кассам POSTER можно быстро масштабировать на несколько заведений, можно легко пересылать данные партнеру и консультироваться с ним по вопросам управления рестораном или кафе. Сразу видеть наиболее популярные позиции, посещаемость заведения, расход продуктов, оптимизировать закупки, рассчитывать себестоимость. И, что очень важно, быстро обучать новый персонал работе с кассой и меню».

Еще один важнейший вопрос — репутация самого бренда владельца франшизы. Очень неплохо, если у него есть достаточный опыт управления собственной сетью в течение как минимум нескольких лет. А ведь бывает и так, что франшизу начинают продавать практически «с чистого листа». Хорошо, если у франчайзера есть успешный опыт взаимоотношений с арендодателями. Не поленитесь изучить вопрос и с регистрацией торговой марки.

Соотношение паушального взноса, первичных расходов и окупаемости — вот на что нужно обращать внимание при покупке франшизы. Так, например, чтобы стать владельцем франшизы от сети ресторанов «Мафия», паушальный взнос составит около 1 млн грн, сумма инвестиций — около EUR700 за квадратный метр площади, окупаемость составит от 24 до 36 месяцев. О рентабельности заведений можно судить по маржинальности — отношению прибыли к выручке — и по соотношению прибыли и стартовых вложений. В ресторанном бизнесе маржинальность традиционно высока, особенно в более мелких форматах «кафе-мороженое» в торговых центрах. Владельцам таких решений удается удерживать сумму стартовых вложений на приемлемом уровне, и поэтому франшиза может стать рентабельной гораздо быстрее через полгода, а то и раньше.

По словам Родиона Ерошека, плохой франчайзи может легко испортить репутацию бренда. Контролировать деятельность своих «подопечных» в реальном времени помогают системы автоматизации. Например, в кассе POSTER POS заложена возможность синхронизации всех заведений сети, ведение общей системы лояльности, бонусов и скидок. Информация обо всех транзакциях с подробной детализацией хранится в облаке, здесь же ведется статистика заведений, личный кабинет каждого франчайзи можно настроить под себя. Подключившись к POSTER, франчайзер получает общую клиентскую базу, объединяющую все аккаунты франчайзи, информацию об акциях и программах лояльности, которыми может пользоваться, например, для централизации стандартов маркетинга сети. Даже производственные процессы могут быть сведены в единую систему с целью дополнительных консультаций для улучшения работы франчайзи.

/POSTER — это облачная система автоматизации для кафе, ресторанов и магазинов. Компания основана в начале 2013 года, официальный старт продаж — 1 декабря 2013-го. Офисы POSTER открыты в Украине, России и Польше. Услугами компании на сегодняшний день пользуются более 6000+ бизнесов. 60% клиентов — Россия, 35% — Украина, 5% — страны СНГ, Европы и Азии./

 

 

 

 

 

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram (обновление раз в день), а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.