Интервью с руководителем франчайзингового проекта «ABC Маркет» Тарасом Садовским

19.01.2015
4517

abcmarket.ua

Франчайзинг в продуктовом ритейле набирает обороты. Лидером по количеству партнерских магазинов является сеть «Наш Край»: в ней работает около 130 магазинов франчайзи. В конце прошлого года собственник «Ритейл Групп» объявил, что хочет открыть 200–300 магазинов «ВК Экспресс» по франшизе. Группа компаний «Аванта Групп», развивающая магазины в западном регионе под марками «Колібріс» и «555», также планирует открывать магазины в партнерстве с франчайзи. С 2013 года компания открыла 13 партнерских магазинов «ABC Маркет» и в 2015-м планирует еще минимум 20. Об особенностях бизнес-модели рассказал руководитель отдела франчайзинга Тарас Садовский.

— Почему «Аванта Групп» начала развивать работу в формате франчайзинга?

— «Аванта Групп» начала развивать работу по франчайзингу в 2013 году, создав ООО «Украинская франчайзинговая компания». Имея сплоченную команду, в которой работают квалифицированные специалисты в области торговли, менеджмента, маркетинга, логистики, рекламы, дизайна, инновационных технологий, бухгалтерии, компания сформировала представление о собственной франшизе, которую можно предложить рынку. Мы проанализировали конкуренцию, разработан фирменный стиль, договорные условия, после чего в 2013 году был открыт первый магазин под торговой маркой «АВС Маркет».

— Каковы условия работы по вашей франшизе?

— В прошлом году для развития точек сети мы учитывали в основном только месторасположение магазина. Магазин должен быть расположен на первом этаже или находиться в отдельно стоящем здании в густонаселенном районе, желательно в районе многоэтажек или с активным пешеходным и транспортным движением. Площадь магазина должна быть не менее 60 кв. м.

Буквально два месяца назад мы внедрили новые правила. Потенциальный франчайзи заполняет анкету, в которой отвечает на вопросы, связанные с тем, какой у него опыт работы, какие ожидания от бизнеса, где расположен его магазин, сколько у него есть средств для открытия магазина. На основании этой информации мы делаем выводы и максимально честно говорим, сможет он работать или нет. Уже были случаи отказа в подписании договора. Условия сотрудничества мы прописываем в договоре, который заключается на три года. Франчайзи платит нам 1% роялти от товарооборота, при этом плата за открытие магазина и любые другие вступительные платежи отсутствуют. Следует отметить, что это акционное предложение, и оно действует до 1 июля 2015 года.

— Сколько времени тратится от подачи заявки до запуска магазина?

— Минимальный срок — четыре недели. Очень многое зависит от наличия средств у франчайзи.

— Как происходит построение бизнес-процессов между вами и вашим партнером: кто осуществляет закупку товара, логистику, налоговый учет, инкассирование магазинов?

— После того как подписан договор франчайзинга, наши специалисты сразу же приступают к работе над данным проектом. Мы бесплатно предоставляем технологический план супермаркета; детальный план открытия супермаркета; помогаем подобрать оборудование; бюджет супермаркета; бренд «АВС-Маркет»; структурно штатную схему магазина; организуем обучение персонала будущего магазина; устанавливаем нашу торговую программу, разрабатываем стратегию ассортимента и многое другое. Мы даем перечень поставщиков и формируем ассортимент для первого заказа товаров. Также ООО «Украинская франчайзинговая компания» предоставляет подтверждающее письмо поставщикам о том, что данный франчайзи принадлежит к сети «АВС Маркет».

— То есть франчайзи сам осуществляет закупку и заключает договоры с поставщиками?

— Да, франчайзи сам заключает договоры, проводит закупку и расчеты с поставщиками. Как правило, ему предоставляются условия, как для сетевого магазина. Бухгалтерский и налоговый учет франчайзи также ведет самостоятельно, поскольку это его бизнес. Но мы продолжаем консультировать нашего франчайзи по всем вопросам во время работы магазина.

— Как вы регулируете ценовую политику в сети магазинов партнеров: у всех одни цены, или в каждом магазине могут быть свои?

— Каждый магазин самостоятельно определяет ценовую политику и устанавливает свою наценку, поскольку при анализе двух и более магазинов в разных районах мы видим различие в спросе покупателей, и поэтому каждый собственник магазина сам проводит мониторинг конкурентной среды и устанавливает цены самостоятельно. Во время прохождения практики в учебном классе франчайзи получают ряд рекомендаций от наших тренеров-консультантов о правильности расценки товаров, акций и скидок на психологические товары. У нас, кстати, разработана специальная программа лояльности для покупателей, которую мы рекомендуем применять всем без исключения франчайзи. Но в любом случае франчайзи может отказаться от наших рекомендаций, объяснив, почему они ему не подходят, и действовать по своему усмотрению.

— Вы контролируете работу ваших магазинов? Каким образом вы это делаете?

— Мы контролируем и анализируем работу магазинов по данным программного обеспечения. Это все прописывается в договоре. На основании полученных данных мы можем не только определить оборот магазина, но и проанализировать группы товаров, т. е. решить, какую группу нужно увеличить или, наоборот, уменьшить количество товара на полках. Мы также обязываем франчайзи присылать нам еженедельный фотоотчет. По возможности наши специалисты еженедельно посещают магазины наших партнеров. Мы видим всю картину работы магазина, и так как франчайзи не могут физически иметь своих аналитиков, мы предоставляем им соответствующие услуги и даем рекомендации по улучшению деятельности магазина. Франчайзи заинтересован в увеличении продаж, а мы ему помогаем всем нашим опытом и рекомендациями, что позволяет избежать ошибок.

— Как происходят расчеты между вами и франчайзи?

— Все платежи происходят по перечислению в соответствии с законодательством Украины. Расчеты мы проводим один раз в месяц. Здесь не может быть никаких нюансов, потому что вся аналитика по магазину нам доступна.

— Какое количество франчайзинговых магазинов открыто на 1 декабря 2015 года и сколько планируете в 2015-м?

— На 1 января 2015 года в нашей сети уже работает 13 магазинов, планируем открыть еще 20 магазинов в течение года. Наши франчайзинговые магазины работают в западной и центральной части Украины.

— Какие еще преимущества получают покупатели франшизы «АВС Маркет»?

— Неоспоримым преимуществом для владельцев магазинов в западной части страны является то, что все магазины компании получают весь перечень товаров одной машиной. Это позволяет значительно снизить временные и транспортные расходы. Более того, компания использует комплекс программного обеспечения, который включает в себя систему учета и контроля товарных остатков и систему автозаказа, что помогает менеджеру магазина пополнять ассортимент, который составляет более 3 000 товаров (средний ассортимент минимаркета — 2 500 SKU). Также у наших партнеров есть возможность оплаты ретробонусов деньгами, отсрочки платежей за товар и многое другое.

Автор: Александр Шокун

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.