Супермаркеты Германии празднуют 60-й юбилей

27.09.2017
329

Источник фото: LZ Retailytics

 

Супермаркеты Германии празднуют свое 60-летие. Первый супермаркет с самообслуживанием был открыт 26 сентября 1957 года в Кельне в бывшем спортивном зале. Магазин имел торговую площадь в 2000 кв. м, что необычайно много для тех времен. Основателем выступил Герберт Эклох, который прославился сначала приобретением кондитерской Hussel, а позже — парфюмерного ритейлера Douglas

 

Делая супермаркеты снова «супер»

Воодушевившись новой либеральной экономической средой, которая воцарилась в Германии в 50-х годах благодаря веяниям США не только в бизнес-сфере, но и в культуре, предприниматели стали пробовать новые форматы. Конечно, такая активность обусловливалась не столько желанием развития, сколько ужасающим прошлым, к которому имело отношение огромное количество людей.

Уже в то время самообслуживание не было новым форматом — так называемые универмаги и магазины одной цены, как, например, американский ритейлер Woolworth, были основоположниками этого формата еще до Второй мировой войны. Распространение формата было запрещено правительством нацистской Германии, которое объявило эту бизнес-модель «нежелательной» и мешающей защищать немецкие мелкие и средние компании. Однако же первый супермаркет в Кельне назвали «первым супермаркетом в Европе»  магазин «Эклохом», который открылся в 1938 году в Оснабрюке, стал первым европейским продуктовым магазином самообслуживания.

К концу 1950-х примерно треть всех продуктовых магазинов были трансформированы в супермаркеты с самообслуживанием. Такое развитие ускорило процесс консолидации: магазины с самообслуживанием требуют большей площади и инвестиций, что оказалось не под силу малым игрокам. В 1960-х годах на арену вышли дискаунтеры и гипермаркеты  все ориентированные на эффективность работы и цены. В 1970-х годах на арене появились и аптеки. В последующие десятилетия супермаркеты оставались в дешевых форматах  дискаунтеров, — и вплоть до 2000-х годов игнорировались такие экономические преимущества работы супермаркета, как разнообразие выбора и сервис.

Кстати, в 1950-х годах и даже ранее уже предпринимались попытки автоматизации процесса продаж, включая механические торговые автоматы. Попытка была неудачной. Некоторые из этих ранних идей только начинают действовать в магазинах сейчас. В супермаркетах будущего будут использоваться такие сложные технологии, как интеллектуальные стеллажи, смарт-тележки и управление голосом, приложения для покупок и так далее. Электронные этикетки (ESL) помогут супермаркетам решить вопрос с постоянно меняющимися ценами на товары.

Сегодня супермаркеты Германии уже полным ходом готовятся к изменчивому и сложному будущему. В настоящее время они считаются приятным местом для шопинга, включая кафе и бистро, которые заставляют покупателя задержаться там надолго. Это говорит о том, что рестораны до сих пор являются причиной головной боли ритейлеров. Многообразный выбор, региональные продукты, специализированные диапазоны интересов и ультрамодные удобства  все это способы привлечь вредного немецкого покупателя. Конечно, дискаунтеры идут тем же путем, что иногда безрассудно.

Amazon  это настоящая угроза для них, и пока что нет ответа, что можно противопоставить доставке продуктов на дом, избегая дополнительных больших затрат. У дискаунтеров тоже нет ответа на этот вопрос. «Суперсторы»  огромные супермаркеты, которые все еще продолжают расширяться, — могут столкнуться с возрождением цифровых стендов с товарами, напоминающими бестселлеры Amazon.

Если заглянуть в базу данных LZ Retailytics, то будущее формата выглядит солнечно, но, конечно, с переменной облачностью. Рынок насыщен, и осталось только два крупных национальных игрока в сфере супермаркетов  Edeka и Rewe. Хорошо для них, поскольку их конкуренция становится все более качественной. Это хорошо для разнообразия, инноваций и общей атмосферы, но не так приятно для покупателей, которым важны низкие цены. LZ Retailytics ожидает, что Edeka будет в значительной степени отстаивать свою долю на рынке с 10,4% в 2016 году до 10,3% к 2021 году. Это сопоставимо с 8,3% и 8,9% для Rewe в основном благодаря интеграции магазинов Coop's Sky.

Средняя торговая площадь будет продолжать расти медленно для обоих ритейлеров. Это связано с двумя факторами: недавно построенные магазины более высокого стандарта, включая зоны ресторана, требуют больше места; однако они часто являются «суперсторами» (более 2500 кв. м), а не супермаркетами. С другой стороны, растущее число малых торговых центров в центре города и удобных аутлетов, включая интегрированные супермаркеты Kaiser’s-Tengelmann, оказывают влияние на торговые площади в сторону их сокращения.

Несмотря на силу дискаунтеров на немецком рынке, супермаркеты Edeka будут сохранять свою лидирующую позицию в рейтинге продаж в ближайшие годы, намного опередив Lidl, а затем и супермаркеты Rewe.

 

Источник: retailytics.com

Перевод: Дарья Янченко

 

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram (обновление раз в день), а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.