Бизнес-история Джека Ма, создателя Alibaba

25.09.2017
3631

sumrej.com

Каждый месяц 500 млн человек используют платформу Alibaba для торговли, а ее масштаб значительно расширился за пределы Китая: сегодня она работает более чем в 200 странах. За 17 лет создатель компании Джек Ма выстроил сложную экосистему из трех платформ для электронной коммерции: Alibaba.com, Tabao и TMall. Параллельно появились платформы AliPay для оплаты и AntFinancial для финансирования под бизнес. Если есть транзакция, которая связана с любым типом торговли, Alibaba хочет быть компанией, которая ее проводит. В отличие от Amazon, где потребители покупают у бизнеса, Alibaba также предоставляет возможность заниматься продажей B2B и C2C.

А все началось с того, что молодой предприниматель Джек Ма захотел использовать интернет, чтобы помочь развиваться маленьким и средним компаниям по всему миру.

Переводчик с предпринимательской жилкой

Разочарованный отсутствием перспективных возможностей по трудоустройству после окончания школы в начале 1990-х годов, Ма пошел преподавать английский в местном университете, в котором сам учился несколько лет назад, и создал сервис по переводу. В ходе первой поездки в США в 1995 году в качестве переводчика он впервые воспользовался интернетом. Ма решил найти во Всемирной паутине пиво, но его там не оказалось. Ма сразу же увидел потенциал для возможного бизнеса в интернете и то, как можно упростить для малых и средних предприятий (МСП) из Китая ведение бизнеса с другими странами.

Затем он и его друзья решили запустить сайт о Китае и китайских продуктах, известный как Chinapage. В тот же день Ма начал получать электронные письма от людей по всему миру, которые предлагали себя в качестве партнеров. Этот опыт научил его невероятной силе сочетания многих вещей, в частности, он увидел, как сильно интернет может повлиять на глобальную торговлю, особенно для малого и среднего бизнеса.

Без поддержки государства

Позже, надеясь, что Chinapage получит финансирование, Ма начал партнерство с государственным органом, который выкупил контрольный пакет акций. К сожалению, эта организация привнесла жесткую бюрократию и подавляла многие из перспективных проектов Ма, что, возможно, привело к его уходу из компании. Затем Ма недолго занимал пост в министерстве внешней торговли и экономического сотрудничества во второй половине 1990-х годов. Там он завел знакомства с известными людьми, которые впоследствии повлияют на жизнь и бизнес Ма. Среди них был и Джерри Янг, один из основателей Yahoo. Джерри в конечном итоге поможет Alibaba получить инвестирование от Yahoo в $1 млрд в 2005 году.

The-Last-Refuge-720x340.jpg

Фото: UaMarket.info

Благодаря своему опыту и неудачному партнерству с государственной структурой, Ма много узнал о недостатках работы с правительством и его неэффективности. В интервью с Чарли Роуз в Давосе Ма сказал: «Будь влюблен в правительство, но не женись на нем». Например, когда-то правительственные чиновники обратились к Alibaba с просьбой оказать им помощь в устранении поломки их системы продажи билетов во время ежегодного весеннего фестиваля в Китае, и тогда Ма и его команда из Alibaba решили проблему «бесплатно» за обещание, что правительственные органы их никогда не побеспокоят.

Интернет-мечта

В 1999 году, после ухода с работы в правительстве, Ма сделал второй шаг в интернет-бизнесе. Он собрал в своем доме 18 человек (включая себя и свою жену) и продал им мечту о создании Alibaba с целью облегчения международной торговли малых и средних предприятий в Китае.

Поначалу Ма пытался собрать средства в технологическом центре в Кремниевой долине. Его проекту отказывали, а его бизнес-модель критиковали, как невыгодную и неустойчивую. В конце концов Ма удалось убедить Goldman Sachs и Softbank вложить $5 млн и $20 млн соответственно.

В 2003 году, по-прежнему нерентабельном для Alibaba, Ма и его команда запустили онлайн-аукцион Taobao.com, где не взимали комиссию, чем бросили вызов гиганту электронной коммерции eBay, который уже имел львиную долю китайского аукционного онлайн-рынка. Чтобы победить eBay, Taobao продолжал быть бесплатным маркетплейсом для миллионов онлайн-трейдеров, и это поставило Alibaba под финансовую угрозу. Чтобы оставаться на плаву, поддерживая бесплатную политику платформы, Ма и его команда начали предлагать периферийные сервисы с добавленной стоимостью (пользовательские веб-страницы для онлайн-торговцев) за небольшие сборы. Ма и его команда завоевали китайский рынок менее чем за пять лет, а eBay впоследствии вышла из Китая. Джек Мак говорил об этом сложном периоде: «Если eBay — это акулы в океане, мы (Alibaba и Taobao) являемся крокодилами на реке Янцзы». С тех пор Alibaba создал многие дочерние компании с помощью органического роста (например, Tmall и AliExpress) и поглощений.

Deals-tmagArticle.jpg

Фото: dealbook.nytimes.com

По окончании периода доткомов после 2000 года Alibaba столкнулась с проблемами из-за агрессивного расширения на международные рынки (что Ма признал ошибкой). Джек Ма успешно реорганизовал деятельность компании, в том числе закрыл многие международные отделения и сосредоточился на укреплении позиции Alibaba на китайском рынке. Только расширив услуги Alibaba, он вернул свою международную стратегию распространения.

Большие инвестиции

C помощью Джерри Янга Yahoo инвестировала $1 млрд за 40% акций в Alibaba в 2005 году. Помимо того, что благодаря этой инвестиции компания выполнила свою стратегию международного роста, стоимость шестилетней компании Alibaba увеличилась до $2,5 млрд.

В 2014 году Ма и его команда выдвинули акции на бирже NYSE в Соединенных Штатах, что на сегодня стало самым крупным предложением на фондовой бирже. Они успешно заработали на этом более $20 млрд. Это сделало Alibaba, 15-летнюю компанию электронной коммерции, созданную за пределами США, одной из крупнейших мировых компаний с рыночной капитализацией в $200 млрд. Ма и его команда превратили холдинговую группу Alibaba в конгломерат, приобретая множество небольших компаний, связанных с технологиями, логистикой и т. д.

Источники: Investopedia, CNBC

Перевод: Валерия Дорош

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.