«Из всех соседей Турции у Украины наилучшие перспективы», — интервью с СЕО LACOSTE и SuperStep Джаном Угурлуджаном

17.07.2017
919

 

 Джан Угурлуджан, генеральный директор компании «Ретек», которая развивает бренды LACOSTE и SuperStep в Украине, Член Правления Союза промышленников и предпринимателей Турции и Украины «ТУСИБ» в интервью Retailers рассказал, что в Турции вести бизнес проще, там меньше бюрократических процедур, а для ритейлеров на рынке больше объектов торговой недвижимости. Компания «Ретек» верит в перспективность украинского рынка, поэтому расширяет свое присутствие на нем

— Какие сегменты украинского рынка привлекают представителей турецкого ритейла?

— На украинском рынке много сегментов, которые привлекают турецкий бизнес. Для нас — LACOSTE и SuperStep — это одежда, обувь и аксессуары. Хотя покупательная способность все еще оставляет желать лучшего, потребительские настроения улучшаются — после политических и экономических катаклизмов последних лет люди наконец-то снова начинают активно покупать. Соответственно, рынок становится еще более привлекательным для инвестиций и развития определенных секторов. У ритейла хороший потенциал, причем это не только сегмент одежды и обуви. Можно прогнозировать, что сотрудничество экономик будет расширяться.  

— В чем разница между ведением бизнеса в Украине и Турции?

— У всех рынков своя динамика. Для нас, как представителя глобальной корпорации, которая работает в 16 странах мира, разница рынков играет большую роль. Мы комплексно оцениваем существующие и потенциальные рынки деятельности как при планировании выходов на тот или иной рынок, так и при разработке программ для них. Такой анализ предусматривает экономические, политические и социальные реалии.

Конечно, свои особенности есть и у Украины. К сожалению, покупательная способность здесь пока ниже, чем в других странах нашей деятельности. При этом собственное производство крайне ограниченно, поэтому высока зависимость от импорта. Цены растут из-за девальвации национальной валюты.

Что касается потребительского поведения, то тут наши страны похожи.

— Какие особенности входа в торговые центры и условий аренды коммерческой недвижимости в Турции?

— Рынок торговых центров в Турции более развит: в стране много как существующих центров, так и строящихся объектов. Соответственно, у арендаторов есть возможность выбирать лучшие проекты. В Украине с этим сложнее: найти подходящий по всем параметрам объект непросто. Мы представляем бренды, которые очень требовательны к локациям для своих магазинов. Соответственно, для нас это всегда челлендж – найти действительно хорошее место: значение тут имеют и расположение ТРЦ, и качество строительства и дизайна, и квалифицированное профессиональное управление. Когда мы находим объект, который удовлетворяет всем этим критериям, мы всегда рады сотрудничеству.

— Есть ли разница в скорости принятия решений?

— В целом ведение бизнеса в Украине и Турции отличается. Во-первых, существуют определенные процедуры — последовательность шагов, — и это справедливо для любой страны и любого бизнеса. Но в Турции, например, количество таких шагов будет меньше, чем в Украине. Соответственно, и время от принятия решения до его реализации в Турции будет короче. Не потому, что различная скорость принятия решений — в Украине их тоже принимают достаточно быстро. Но здесь ваше решение должно пройти большое количество всевозможных инстанций, поскольку в Украине все очень зарегулировано. И хотя позитивная динамика наблюдается и бюрократических преград становится меньше, работа по оптимизации процессов и облегчению жизни бизнеса все равно предстоит большая — это должно быть приоритетным для правительства и местных органов власти.

Зарегулированность и старорежимная бюрократия отпугивают инвесторов, поэтому как представители уже работающих на рынке зарубежных компаний, так и потенциальные инвесторы ждут реформирования старой системы.

— Отличаются ли системы налогообложения?

— Хотя НДС в Турции ниже, в целом налоги в стране выше украинских. При этом налоговая ставка для продукции местного производства невысокая, а вот для импортируемых товаров, наоборот, весьма существенная.

В случае с Украиной основная проблема не с размером налоговой ставки, а с системой сбора этих налогов: в стране нет нормально функционирующей, удобной для налогоплательщиков системы. В Турции такая система есть, и это существенно облегчает жизнь бизнеса. В этой связи разработку такой системы я бы тоже выделил в качестве приоритетных направлений работы для привлечения иностранного капитала в Украину. Кроме того, это пойдет на пользу и местному бизнесу, и государству — в выигрыше будут все.

— С какими проблемами вы сталкиваетесь в Украине и какие, по-вашему, пути их решения?

— Самая серьезная проблема для нас, как для ритейлера, — это «черные» и «серые» рынки. Это касается и подделок наших премиальных брендов, и нелегально завезенной в страну оригинальной продукции. Мы, как представители бизнеса, от этого страдаем. Но ключевое тут то, что страдает ваша экономика — нелегальные игроки рынка не платят налогов, поэтому государство недополучает колоссальную часть дохода. В первую очередь государство должно быть заинтересовано в борьбе с «черным» и «серым импортом», что будет способствовать скорейшему восстановлению экономики. Кроме того, это стимулирует легальный бизнес — тот, который своей 100% «белой» деятельностью и уплатой налогов в полном объеме обеспечивает функционирование экономики страны.

Законодательство нужно менять. Но важен и диалог власти с представителями бизнеса — регулярные отраслевые встречи важны для понимания проблем секторов и совместного поиска путей их решения.

— Что делает украинский рынок интересным для турецких компаний?

— Во-первых, размер рынка — это более 40 млн человек. Во-вторых, демографический портрет — население Украины в среднем достаточно молодое. Соответственно, большой потенциал развития и возможность выращивать своего потребителя. В-третьих, географически Украина расположена близко к Турции, и это существенно упрощает логистику. В-четвертых, рынок показывает позитивную динамику роста — кризисное «дно» пройдено, и начинается постепенный подъем.

Так что из всех соседствующих с Турцией стран у Украины наилучшие перспективы — мы это понимаем, и потому наращиваем свое присутствие здесь.

— Какие у вашей компании планы расширения и развития в Украине?

— Мы всегда — даже в пик кризиса — верили в эту страну, поэтому не сокращали инвестиции, а, наоборот, увеличивали. С момента моего прибытия в Украину в начале тяжелого для страны 2014 года мы открыли больше магазинов, чем было за все годы до этого. Мы запустили новый обувной мультибренд— SuperStep. Уже сейчас понятно, что наша вера и экономическое чутье себя оправдали.

За последние две недели мы открыли два магазина LACOSTE — в киевском ТРЦ LavinaMall и первый бутик бренда в Одессе, в течение трех недель откроем новый большой SuperStep в Lavina. Путь открытий продолжается — будут и новые LACOSTE, и активное развитие SuperStep как сети по всей стране — бренд будет активно открываться в регионах.

Автор: Дарья Златьева

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram (обновление раз в день), а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.