В Украине за 2016 год рынок пива в литрах упал на 7% — гендиректор «Carlsberg Украина»

10.03.2017
658

Sostav.ua

Евгений Шевченко, генеральный директор «Сarlsberg Украина», рассказал Delo.ua, что происходило с рынком пива в прошлом году и как компании удалось сохранить высокую загруженность заводов на фоне падения потребления. Приводим выдержки

В целом рынок Восточной Европы, куда входит и Украина, показывает не очень хорошие результаты. Если смотреть на этот регион, то он по прибыли в общем портфеле группы Carlsberg составляет 18%. Это немного, ведь я помню, что буквально 5 лет назад доля Восточной Европы составляла около 40%. Это снижение произошло из-за девальвации валют в этом регионе, а также падения потребления. Не последнюю роль сыграло и госрегулирование. Почему-то именно в этих странах государство решило ополчиться на пивоваров.

Так вот, в Украине за 2016 год рынок пива в литрах упал на 7%. Он сократился несколько меньше, чем мы ожидали. Мы связываем падение рынка с увеличением акциза, запретом продажи алкоголя в ночное время в киосках в Киеве. И конечно, непосредственно с тем, что люди в Украине не стали богаче за прошлый год.

Рынок становится более премиальным. Ведь несмотря на то, что потребители не стали богаче, продажи импортного и премиального пива растут. Согласно данным компании Nielsen, в 2016 году рынок импортного пива вырос на 2,1% — до 4,8%. Премиального — на 2,5%.

При этом продажи пива среднего и нижнего ценового сегмента сокращаются, но по-прежнему составляют наибольшие доли в структуре продаж. Продажи пива в среднеценовом сегменте за прошлый год сократились на 2,3% — до 40%. Продажи дешевого пива сократились на 2,7% — до 30,9%.

Наша доля на рынке пива выросла на 0,3 п.п. и достигла 29,9%. Как и прежде, основой бизнеса в Украине стала ТМ «Львовское». На втором месте по продажам осталась ТМ «Балтика». Этот бренд в свое время переживал трудные времена, ведь у покупателей с ним ассоциировалась Россия. Нам удалось объяснить потребителям, что это не российский бренд, а датское пиво, которое производится в Украине. Третий по популярности среди покупателей бренд — «Арсенал».

Carlsberg помимо пива разливает также квас и сидр.

«Квас Тарас» занимает четвертую позицию в нашем портфеле. В целом на рынке кваса доля наших продуктов составляет 44%. По сравнению с 2015 годом произошел рост на 11% за счет запуска черного «Кваса Тарас».

На рынке сидра у нас 59%, причем новый грушевый вкус занял 15% от всего рынка. Год от года наша доля на рынке тает. Мы вышли на рынок сидра в Украине первые, тем самым привлекая в нишу новых игроков. У нас нет амбиций по увеличению доли, но планируем, что на протяжении еще нескольких лет мы удержим лидерство в этом сегменте.

Загрузка в прошлом году составила примерно 70%. Другими словами, три наших завода во Львове, Киеве и Запорожье простаивают на 30%. В первую очередь это происходит из-за того, что объемы рынка пива постоянно сокращаются.

Тем не менее, если сравнивать наши объемы производства в 2016 году с 2015-м, то они растут. В позапрошлом году мощности были загружены на 65%. Наращивание производства произошло не за счет пива, а за счет кваса. Мы видим, что пивной рынок сокращается, и стараемся загружать заводы другими напитками.

Мы наращиваем поставки пива в Китай. На сегодня у нас есть три клиента в этой стране, еще с двумя мы ведем переговоры. За прошлый год в Китай мы отгрузили 30% от всего нашего объема экспорта. Мы поставляем туда в основном (95% всех поставок) «Львовское 1715», оно там оказалось очень востребованным. Если говорить о литрах, то это не большие объемы. Ведь в таких больших международной компании большого экспорта не бывает. Возьмем пример Китая — у нас там до 30 своих заводов — возить туда продукцию в больших объемах не целесообразно.

Мы продолжаем экспортировать в Молдову, поскольку там нет нашего производства, украинская дочка остается основным поставщиком пива в эту страну. Мы даже там свое, украинское, представительство открыли. Еще мы экспортируем в Вьетнам, Индию, Бразилию и Канаду.

В 2017 году мы будем смотреть на рынок Африки, ведь это совершенно не исследованный нами рынок.

Главный офис инвестировал в «Carlsberg Украина» 245,4 млн грн. Эти деньги пошли на модернизацию нашего производства, на энергоэффективность, а также на обновление торгового оборудования. Текущий 2017 год станет для украинской дочки определенным «инвестиционным прорывом», мы получим существенно больший объем денег на новые проекты, о которых я пока не могу говорить.

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram (обновление раз в день), а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.