Украинские бренды активно развиваются, но пока не могут конкурировать с международными игроками

01.07.2016
4556

abcnews.com.ua

Украинские бренды пока не могут похвастаться высоким трафиком и узнаваемостью, но наращивают производственные мощности и выходят за пределы шоу-румов, объединяясь в мультиформатные проекты и открывая монобрендовые магазины. Отечественные производители не выдерживают конкуренции с международными брендами, но, учитывая низкую покупательную способность и возросший интерес украинцев к Made in Ukraine, торговые центры идут им навстречу

Согласно недавно проведенному компанией Nielsen исследованию потребительских предпочтений, украинцы при покупке одежды и обуви предпочитают международные бренды (51% опрошенных). Еще для 31% украинцев место производства предмета одежды или пары обуви не играет роли. Украинский потребитель склонен покупать товары продуктовых категорий у отечественных производителей, а товары непродуктовых категорий — у международных. 

Однако сами украинские производители активно продолжают открывать розничные точки в торговых центрах — и достаточно успешно. Недавно ЛІГА.net писала о том, что за три месяца этого года розничные продажи украинской одежды увеличились в среднем на 20–30% по сравнению с январем–мартом 2015 года. По данным пресс-службы «Ровенского льнокомбината», который развивает одежную сеть Goldi, в первом квартале было продано на 74% больше товаров, чем в январе–марте 2015-го.

В отчете Сolliers за 2015 год говорится о том, что в течение года наблюдалась важная тенденция — появление целого ряда аутентичных украинских производителей в фешен-сегменте и операторов в общепите. «С конца 2014 года в столице открылось множество небольших кофеен и ресторанчиков с авторскими концепциями. Этот тренд подхватили производители одежды и обуви, и уже сегодня в ряде ТРЦ открыты мультибрендовые магазины украинских дизайнеров (например, NAMES'UA, U Dress, Dress UA и др.)», — отмечали эксперты в отчете.

Международные ритейлеры не спешат открывать магазины, а, скорее, заняли выжидательную позицию. В 2016-м было несколько громких закрытий. «Кира Пластинина Украина» прекратила работу в Украине, на январь 2016 года сеть насчитывала 18 собственных и 18 партнерских магазинов. На апрель 2016 года 18 собственных магазинов было закрыто, часть партнерских передана франчайзи. Компания МТI также активно оптимизировала сеть: в 2015-м был закрыт 21 магазин, включая часть торговых точек Plato, а не так давно было заявлено о полном закрытии сети Plato — до конца года закроются 26 магазинов сети.

В то время как международные бренды теряют в объемах продаж, освободившиеся торговые площади занимают в том числе и украинские производители.

Украинский производитель: кто он?

Сегодня в торговых центрах Украины работает около 20 брендов, под которыми продают одежду украинские производители и кутюрье. Среди них a. Tan, U Dress, UA Made, Goldi, Kokon Space, Bembi, MustHave, L.A.P.T.I., «Білизна STREET», «К-Маркет», L'etude, Kleo, Arber, Anabel Arto, «Дюна Веста», Hommie Interior, «Пара Solo», Voronin, Dolcedonna, VOVK, «Буква», W.E., MiracleMe, Vels, GIULIA.

Начальник отдела аренды эксклюзивного брокера LAVINA Mall компании UTG Сергей Заика говорит, что можно условно разделить эти бренды на украинских дизайнеров, украинских производителей, которые развивают свою розницу, и раскрученные узнаваемые сети украинских брендов.

«Украинские дизайнеры — динамично развивающийся сегмент, доказательством этому является активное открытие мультибрендов украинских дизайнеров (U Dress, Names.UA, «Барва», площадка в ЦУМе и многие другие). Сегодня именно формат мультибрендового магазина по многим причинам больше всего подходит большинству из них для работы в ТРЦ», — утверждает Заика.  

По его словам, раскрученные, узнаваемые сети — это ритейлеры, которые уже вложили средства в рекламу или открыли магазины в топ-5 ТРЦ Украины и добились узнаваемости своих брендов. Их присутствие в ТРЦ вообще не вызывает никаких вопросов, например, Arber, а. Tan, Goldі. «Самые сложные арендаторы — это украинские дизайнеры: в торговых центрах высокая арендная ставка и высокие обороты, они не всегда готовы к этому», — отмечает Заика.

По словам директора департамента торговой недвижимости украинского подразделения Colliers International Натальи Кравец, последний год наблюдается тенденция увеличения количества украинских брендов. Это связано с несколькими причинами.

·         Ослабление конкуренции на рынке одежды, связанное с уменьшением активности развития международных ритейлеров (как существующих, так и новых).

·         Улучшение коммерческих условий для арендаторов (ротация, снижение арендных ставок и т.д.).

·         Повышение популярности украинских производителей у населения в связи с ростом патриотизма.

·         Достаточно высокий уровень качества продукции.

Выбор ТРЦ: Made in Ukraine или международный бренд?

По словам Кравец, пока рано говорить о высоком проценте отечественных брендов в доле общего количества ритейлеров, но их качество постоянно улучшается. «Можно отметить открытие таких магазинов, как Andre Tan Man, Meiher by Meilher, Must Have», — добавляет Кравец.

По словам коммерческого директора LRP, управляющаей компании ТЦ Globus, Петра Хорошка, на украинском рынке может идти речь о грамотном балансе, а не о замещении международных брендов украинскими. «У потребителя есть запрос на качественные товары Made in Ukraine, но при этом есть лояльность к другим брендам, которые он покупает годами и качеством которых доволен. Например, такие бренды, как TOMMY HILFIGER, LEVI'S, PIERRE CARDIN, Odjii, Collin's, Accessorize и другие», — отмечает Хорошок.

Такого же мнения придерживается коммерческий директор Sky Mall Юлия Ванченко: «Украинские производители делят потребителя с международными брендами. Каждый выбирает: купить два платья украинского бренда или одно — международного при примерно одинаковом качестве. Они не замещают международные бренды, они занимают свой сегмент».

Насколько соизмерим трафик по сравнению с иностранными брендами? По мнению Петра Хорошка, не совсем правильно сравнивать бренды с точки зрения «происхождения», важно понимать соотношение цены/качества, ассортимент, уровень знания бренда, его истории на рынке.

«Однозначно можно сказать, что многие украинские бренды уже готовы конкурировать за покупателя наравне с иностранными фешен-ритейлерами», — отмечает коммерческий директор LRP.

«Видно, что украинские производители стараются: обновляют концепты, используют более качественные ткани, меняют дизайн магазинов, стремятся к чему-то новому и интересному и становятся более конкурентоспособными, но это пока не международный уровень», — отмечает Юлия Ванченко.

Украинские производители пока не могут быть якорными арендаторами и занимать площади от 1 000 кв. м. «Есть арендаторы потокогенерирующие и арендаторы, которые пользуются привлеченным потоком. Украинские бренды генерируют определенный поток посетителей, потому что имеют интересную цену, поскольку сегодня в Украине наблюдается низкая покупательная способность. Все арендаторы, работающие в низком ценовом сегменте, привлекают покупателей», — поясняет Заика.

Директор по аренде ЦУМа Андрей Мажара отмечает, что пока соизмеримый с иностранными брендами трафик украинские производители не дадут, но их присутствие точно усилит тенант-микс. «Рано говорить о полноценной конкуренции между отечественными марками и международными. В массовом сегменте так точно. Достойно выглядит в плане развития сети и предложения пара украинских мужских марок, ну и 2–3 премиальных дизайнера смогут сравниться по объему продаж с марками из этого же ценового сегмента. Но это всего 2–3 марки на фоне 30–40 международных с такими же и более высокими продажами», — отмечает он. В ЦУМе на украинских дизайнеров придется 3–4% от всего представленного фешен-ритейла.

В ТРК «Проспект» на сегодняшний день открыто и успешно работает 9 магазинов отечественных фешен-операторов, среди которых такие бренды, как Arber, Natali Bolgar, Nikola, Bembi, «Пара Solo» и недавно открывшиеся Must Have, Marsee’s и Rica Mare.

«Последние несколько лет потребитель уверенно взял курс на приобретение именно украинских товаров. Поэтому Arricano подхватила этот тренд, чтобы предложить посетителям ТРК качественную и модную одежду, обувь и аксессуары от украинского производителя. Некоторые национальные бренды уже стали узнаваемыми и любимыми. Есть и такие, которые только начинают свой путь. При этом и те, и другие имеют все шансы на успех», — говорит директор департамента торговых площадей Arricano Real Estate Plc Анна Чуботина.

Амбициозные планы

Владелицы одежного бренда Must Have планируют открыть до 8 новых торговых точек в течение года. Магазины компании уже работают в ТЦ «Глобус» и «Проспект». Сеть детской одежды Bembi планирует увеличение количества магазинов сети на 8 новых точек. Собственник ТМ «Ровенский льнокомбинат» и Goldi Олег Червонюк говорил о том, что компания откроет как минимум семь магазинов в 2016 году.

Обувной бренд L.A.P.T.I., пока занимающий корнеры в торговых центрах, расширит свою розницу до 10 магазинов и заявляет об открытии полноформатного магазина уже этой осенью.

Yancer Group, компания по производству нижнего белья и колготок под брендами L'etude, «К-Маркет», «Білизна STREET», «75В» и Kleo, откроет 30 магазинов до конца года. В 2016 году компания планировала открытие 48 магазинов, и 18 из них уже работают. Сеть магазинов линии a.TaN by AndreTan сейчас насчитывает  больше 23 магазинов по Украине, в планах на этот год — открыть еще минимум 20. В этом году дизайнер презентовал мужскую линию и открыл первый бутик a. Tan man.

Украинский производитель белья Anabel Arto планирует увеличить сеть до 150 магазинов.


Автор: Дарья Златьева

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.