Европейский рынок розничной торговли в 2016-м: медленный, но неуклонный рост

17.05.2016
2481

new-retail.ru

Компания GfK провела детальное исследование рынка розничной торговли в 33 европейских странах

Предметом изучения были: покупательная способность, доля розничных покупок в общих расходах населения, инфляционные процессы, продуктивность продаж. Также спрогнозирован оборот на 2016 год. Результаты исследования опубликованы в новом издании ACROSS Magazine, которое было основано в 2016 году на европейской конференции Комиссии по международной гражданской службе (ICSC) в Милане, Италия. Украина (за исключением АР Крым и не контролируемых государством территорий Донецкой и Луганской областей) впервые включена в исследование розничного рынка европейских стран, которое проводит GfK.

Покупательная способность в 2015 году. В 2015-м в большинстве стран наблюдался экономический рост, снизился уровень безработицы. Эти процессы нашли отражение в номинальных показателях покупательной способности, которые повысились в ЕС на 3,7% по сравнению с предыдущим годом. Это означает, что каждый среднестатистический житель ЕС потратил за год EUR15 948 на потребление, аренду, сбережения и пенсионное страхование. В Украине покупательная способность снизилась на 3% (в национальной валюте). Средняя покупательная способность украинцев в 2015 году составляла EUR979 - это самый низкий показатель среди исследуемых стран.

Прогноз оборота на 2016 год. В 2016-м предприятия розничной торговли продолжат укреплять свои позиции. В 28 странах ЕС, по прогнозу GfK, темпы развития несколько замедлятся: рост составит 1,1% (по номинальной стоимости евро). Наиболее положительная динамика ожидается в Румынии (+7,2%) и странах Балтии (от +3,8 до +4,9%), которые постепенно догоняют более развитые рынки. Мы прогнозируем стабильную динамику в розничной торговле Швеции (+4,8%) и Испании (+3,7%). В Украине в 2015 году оборот стационарных торговых предприятий снизился на 24,2% в евро.

Доля розничных покупок в частном потреблении. В 2015-м во многих европейских странах потребители охотно воспользовались низкими ценами на энергоносители и топливо, благоприятной экономической ситуацией и повысили свое благосостояние. Однако основную выгоду от этих благоприятных условий получили другие отрасли, а не розничная торговля. Поэтому сокращение доли розничных покупок в частном потреблении продолжалось и в 2015 году. В среднем по всем странам эта доля составляет 30,4%. Хотя потребители имеют деньги на покупки, однако предпочитают тратить больше средств на услуги, путешествия, отдых, чем на товары. Такие преференции приводят к уменьшению доли расходов на покупку потребительских товаров. А в Украине доля розничных покупок в частном потреблении составляет 64%, что является самым высоким показателем среди всех стран, которые охватывает исследование.

Инфляция. Потребительские цены в 2015 году остались на том же уровне (+0,0%). Это редкое явление для промышленности и торговли. В феврале 2016-го Европейская комиссия спрогнозировала повышение цен на 0,5%, вызванное экспансионистской политикой центрального банка и экономическим подъемом. Однако инфляционные ожидания ослабляются низкими ценами на сырье. В 2015-м во многих европейских странах фактически имела место дефляция цен. В 2016-м Европейская комиссия предусматривает уменьшение потребительских цен только в Словении (-0,3%), Румынии (-0,2%), Литве (-0,1%) и Болгарии (-0,1%). В Украине инфляция существенно замедлится в 2016 году по сравнению с 2015-м. По прогнозу НБУ, в 2016 году инфляция составит +12 +/-3%.

Торговые площади. Торговые площади в 28 странах ЕС в прошлом году расширились на 0,3%. Показатель торговых площадей на душу населения 1,17 кв. м в этих странах остался на уровне 2014-го из-за незначительного увеличения численности населения. Несмотря на нелегкую ситуацию в розничной торговле, Португалия повысила свой показатель торговых площадей на душу населения до 0,98 кв. м. В противоположность странам с насыщенным рынком розничной торговли, например, Австрии (1,74 кв. м), Голландии (1,62 кв. м) и Швейцарии (1,49 кв. м), такие страны, как Греция (1,03 кв. м), Польша (0,93 кв. м) и Турция (0,66 кв. м), имеют мощный потенциал для развития рынка торговой недвижимости. В Украине показатель торговых площадей на душу населения в 2015 году составил 0,42 кв. м.

Доходность торговой площади. За прошлый год доходность торговых площадей в 28 странах ЕС улучшилась на 2,7%, достигнув EUR4200 на 1 кв. м торговой площади. Это хорошая новость для стационарных торговых точек, которым удается достигать успеха уже два года подряд после нескольких лет, характеризующихся падением доходности торговых площадей. Динамика онлайн-продаж замедлилась на зрелых рынках, и магазины постепенно приспосабливаются к новым условиям. Убыточные магазины были закрыты в процессе дигитализации каналов продаж и внедрения многоканальных решений. Самый высокий уровень доходности торговых площадей традиционно демонстрирует Северная Европа, Швейцария и Люксембург, а самый низкий — Восточная и Юго-Восточная Европа. Однако последние постоянно наращивают обороты. В Украине в 2015 году доходность торговых площадей составляла EUR1934 на 1 кв. м торговой площади.

«В целом 2015-й был удачным годом для европейских потребителей, — считает д-р Гарольд Доплбауер, эксперт GfK в области розничной торговли и руководитель исследования. — Экономика ЕС выросла на 4,7%, а уровень безработицы упал в большинстве стран. Значительно увеличилось личное потребление. Из-за низкой процентной ставки традиционные сбережения стали менее привлекательными, в результате многие потребители предпочитают тратить свои деньги, что идет на пользу развитию розничной торговли. Однако существуют значительные различия между отдельными регионами Европы. Наряду с позитивными изменениями существуют политические и экономические проблемы. Будущее покажет, как на готовность европейских компаний и потребителей инвестировать повлияет кризис беженцев и угроза терроризма, а также слабость экономики в развивающихся странах». 

Рейнгард Винивартер, издатель ACROSS Magazine, партнер GfK в этом исследовании, комментирует: «Исследование GfK предоставляет ценную информацию для сектора розничной торговли и торговой недвижимости о текущей ситуации на рынке. Мы рады, что благодаря нашему сотрудничеству с GfK этот рынок станет для наших читателей более прозрачным, а значит, они смогут более уверенно вводить свои инициативы в сфере розничной торговли в европейских странах».

Аналитики GfK Ukraine комментируют: «Украина впервые включена в международное исследование розничной торговли, охватывающей 28 стран ЕС, а также Турцию, Норвегию, Швейцарию и Россию. Резкое обесценивание гривны в 2015 году привело к низким позициям Украины в евровом измерении по сравнению с другими странами исследования. Однако следует отметить, что масштаб падения покупательной способности украинцев был меньше, чем масштаб девальвации, поскольку внутренние цены росли медленнее, чем обесценивалась гривна. Более половины товаров в розничном товарообороте произведены в Украине (57,8% по оценке Госстата в 2014 году). После падения в 2015 году розничный товарооборот выходит на положительную динамику в 2016-м. По данным Госстата, за первый квартал 2016 года розничный товарооборот предприятий в реальном измерении вырос на 3,6%». 

/Для оценки рынка 33 европейских стран компания GfK применила следующие показатели: покупательная способность, оборот розничной торговли и доля розничных покупок в общих расходах населения. Также представлены прогноз оборота розничной торговли на 2016-й и анализ тенденций потребительских цен. Приведены результаты изучения ситуации с торговыми площадями и доходности торговых площадей в европейских странах. Исследование включает также 4-страничный анализ рынка розничной торговли Голландии. GfK вычисляла оборот и покупательную способность по среднегодовому курсу евро в 2015-м для национальных валют (по данным Европейской комиссии). Последний срок для сбора информации и данных — февраль 2016 года./

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.