Глава Ассоциации франчайзинга Андрей Кривонос: «Отношение европейского бизнеса к Украине нейтральное»

04.05.2016
2735

фото с официальной страницы "Вконтакте"

Глава Директората Ассоциации франчайзинга Андрей Кривонос с командой сайта franch.biz в марте-апреле 2016 года пересек на автомобиле пол-Европы, чтобы попасть на крупнейшую европейскую выставку Franchise Expo Paris 2016. По пути команда изучала, как выглядит франчайзинг в Европе, встречалась с местным бизнесом и анализировала, какие отечественные франшизы могут там занять свою нишу. В интервью Андрей Кривонос рассказал, каких качеств не хватает украинским предпринимателям для партнерства с европейскими коллегами

 Есть ли интерес зарубежных франчайзи к украинскому рынку франшиз?

 Если говорить откровенно, то интереса нет. Большинство европейских предпринимателей, которые рассматривают развитие бизнеса по франшизе, оценивают, насколько качественно он сможет оказать поддержку бизнесу. Мало кто рискует и готов покупать мастер-франшизу, поэтому есть интерес к форматам, которые работают на территории, где находится потенциальный франчайзи.

 Кто из украинских компаний уже готов к выходу на европейский рынок?

 Это Burger Club, «Наш Край», сеть ресторанов «Мафия». Около 30 брендов из Украины уже работают в Европе. Наиболее активно развивается «Экспресс-стрижка», которая открыла за прошедший год 10 точек и сейчас 5 в процессе открытия. Наши люди умеют работать, но политические и экономические события немного отбросили нас назад.

 Есть ли интерес зарубежных компаний к продаже франшиз на украинском рынке?

 Они понимают, что мы как страна уже состоялись, несмотря на то, что ведем войну. Но отношение к Украине нейтральное. Мы не можем сильно влиять на их бизнес, и они от нас не зависят. Если появится партнер, который сможет подтвердить свои финансовые возможности для ведения бизнеса на территории Украины, то вполне готовы продать франшизу. Но здесь есть три существенных элемента, о которых стоит сказать. Наша страна должна быть в списке их приоритетов, чтобы они были готовы сюда продать свой бренд. Некоторые компании даже не рассматривают возможность продажи франшизы. Второе — европейцы прописывают бизнес-планы на 10 лет и больше, мы мыслим более краткосрочно. И третий элемент — комфортность отношений. Проблема, о которой говорят иностранные компании, — отечественные франчайзи не хотят учить языки. Управляющий сети 5aSec считает, что у потенциальных партнеров из Украины есть деньги и управленческие возможности, но они не хотят учить английский или французский язык.

Эти три нюанса для многих отечественных предпринимателей непонятны. Мы хотим все сегодня, сразу, быстро и много. Но европейцам некуда спешить, у них во франчайзинговом бизнесе все хорошо: лояльные условия кредитования, платежеспособные партнеры, прописанные концепции, регулярно проводятся выставки. А как бонус — это доведение проекта до идеала. Украинский предприниматель, выходя с предложением о покупке франшизы, должен заинтересовать европейских партнеров, потому что к европейскому франчайзеру может прийти несколько сотен франчайзи из разных регионов Европы, и одна точка в Украине ему не будет интересна.

 Есть ли примеры компаний, которые хотят развиваться в Украине?

 Сегодняшняя ситуация не позволяет говорить о каком-то конкретном интересе. Но это не значит, что европейцы не готовы развиваться, просто они не ставят это приоритетом.

 В последние два года мы видим уход российских компаний с украинского рынка и в то же время отмечаем приход в страну представительств турецких компаний. Найдется ли место европейским?

 Мы не отвергнуты европейскими компаниями, но для появления интереса нужно активно развиваться. Мы часть Европы, и европейцы понимают, что 30 млн экономически активного населения всегда будут формировать потребительский спрос, и такой рынок терять не стоит. Еще важный фактор, что часть нашей коммерческой недвижимости принадлежит иностранцам и владельцы будут презентовать свои возможности европейцам.

 Какие основные тенденции в сфере франчайзинга в Украине вы могли бы выделить в 2016 году?

 Основная масса (80–90%) запросов на покупку франшизы в прошлом году была около $20 000. В начале этого года цифра, по нашим оценкам, упала до $5 000–10 000. Это не значит, что нет предпринимателей, которые готовы вкладывать больше средств, но массовый спрос формируется вокруг этих цифр. И наверное, сумма запросов упала не потому, что уменьшилось количество запросов в $20 000, а потому, что увеличилось количество людей, которые готовы вложить в бизнес последние деньги. Для сравнения, во Франции и Германии запросы начинаются с EUR30 000, остальные европейские рынки стартуют с EUR20 000. 

 Какой объем рынка франшиз в Украине?

 В Украине более 710–715 компаний предлагают франшизу. Это те компании, которые имеют и развивают действующие точки на украинском рынке. Из них зарубежных около 50%.

 А сколько компаний работает, например, на французском рынке?

 Во Франции 1 600 компаний предлагают франшизу, из которых национальных — 80%.

 Как распределена структура среди франшиз в Украине?

 Половина — это франшизы в сфере торговли, 36% приходится на услуги для предпринимателей и населения, 10% — общественное питание, и оставшиеся 4% — все остальное. На европейском рынке около 65% занимает торговля, 30% — общественное питание и 5% все остальное.

 Что ожидаете от 2016 года?

 В какой-то мере 2016-й окажется переломным. С марта месяца мы отмечаем рост активности бизнеса по запросам на франшизы. И я надеюсь, что в этом году произойдут изменения подходов к бизнесу, станет легче финансово, в 2017 год войдем с европейским мышлением и будем динамично наверстывать, что мы упустили.

 В чем будут заключаться новые подходы к бизнесу?

 Предприниматели будут выискивать инновационные подходы к организации бизнеса. Если это кафе, то это не только место, где можно перекусить, но и заказать доставку, забронировать столик через приложение, то есть некие уточнения форматов. Иностранные компании, которые будут выходить на наш рынок, смогут поправить наши недоделки. Надеюсь, что будет происходить корректировка розницы: на рынок вернутся маленькие магазинчики, а магазины «у дома» будут выполнять свои функции, а не служить продолжением гипермаркета. Будет развиваться рынок эмоциональных услуг и эмоциональных подарков, товаров для тела, и здоровья.

Автор: Александр Шокун

 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.