Зачем сеть магазинов у дома «Континент» расширяет фуд-зоны в своих магазинах

03.03.2016
2546

Последний год сеть «Континент» меняет позиционирование и проводит рестайлинг магазинов сети. Руководитель отдела маркетинга сети «Континент» Дмитрий Левицкий рассказал о том, что в этом году компания завершит рестайлинг, в ходе которого на торговой площади магазинов добавятся новые зоны, такие как фреш-бар и пиццерия. Компания планирует открытия новых торговых точек и полноценный запуск интернет-магазина

— Из скольких магазинов состоит сеть и какова средняя площадь ваших магазинов?

Всего работает 7 супермаркетов. Средняя площадь магазинов — около 400 кв. м. У нас есть магазины и крупного формата, до 1 000 кв. м. Сеть представлена магазинами разного позиционирования, мы сейчас находимся в процессе рестайлинга. В обновленных точках работают недавно появившиеся отделы: пекарня, пиццерия, фреш-бар.

— Можете подробнее рассказать о рестайлинге?

— В ходе рестайлинга мы увеличили долю категории «фреш» и открыли полноценные пекарни в магазинах. Это не выпекание «полуфабриката», а весь технологический процесс, начиная с замешивания теста. У нас реализован формат фреш-бара — это отдел кулинарии с возможностью самообслуживания. Покупатели сами накладывают продукцию кулинарии, сгруппированную таким образом, чтобы это было максимально удобно для покупателя и технологично для магазина. У нас увеличились доли овощей и фруктов в три раза, обновлены отделы мяса и рыбы. В этих магазинах реализован проект коптилен, которые изготавливают копчености и колбасы.

— Как давно запустили проект фреш-баров? Какие результаты работы этих отделов?

— Первый открылся прошлой осенью. На сегодня он уже есть в четырех магазинах. За два месяца запустим еще в двух. Мы отмечаем очень положительные результаты: этот формат экономит время покупателя и позволяет обслуживать большее количество клиентов: они сами выбирают продукты и пробивают либо на общих кассах, либо на кассах самообслуживания. Это улучшает сервис и уменьшает количество вовлеченного в процесс покупки персонала за прилавком. Проникновение в чек по категории удвоилось, а по некоторым — утроилось. Соответственно количество заинтересовавшихся и сделавших покупку посетителей в данной категории увеличилось в два-три раза. Но при этом это не каннибализм, то есть если мы говорим о хлебе, то выросли общие продажи хлеба и увеличение нашей выпечки не произошло за счет уменьшения продаж готовых хлебных изделий. Больше стали покупать и того и другого.

Фрешбар мы открываем во всех наших магазинах, останется один небольшой магазин формата у дома, «экспресс-формата» — в нем не предполагалось открытие этих отделов. У нас даже в небольшом формате 350 кв. м есть пиццерия, пекарня и увеличенная доля «фреша».

— Пиццерии тоже во всех магазинах запускаете? Какие зоны в итоге добавили?

— У нас общая зона для пекарни и пиццерии, зона свежего мяса, фреш-бар, отдельно дополнительная зона заприлавочной кулинарии и увеличенная зона овощей. Плюс там, где позволяет площадь магазина, мы оборудуем зону для приема пищи.

— Почему решили добавлять эти отделы в магазины?

— Мы проанализировали мировые тенденции, в первую очередь европейские, и сделали вывод, что существует общий тренд увеличения продаж товаров таких категорий. Соответственно идет вытеснение долей некоторых категорий, таких, как, например, бытовая химия, а увеличиваются продажи фреш-категории в магазинах в целом. Мы реализовываем эту европейскую тенденцию у нас.

— Где располагаются ваши магазины?

— Это стритритейл, в ТРЦ мы не стремимся, там открывают магазины большого формата. В нормальном ТРЦ должен работать супермаркет или гипермаркет.

— Вы собираетесь открывать новые точки?

— Да, мы проводим рестайлинги и планируем расширять сеть. У нас на стадии подписания несколько мест. Все они будут площадью 400 кв. м.

— У вас есть несколько форматов по размеру магазина. Подскажите, какой из них наиболее рентабелен и востребован?

— Это магазины у дома. Не совсем маленькие, а сравнительно небольшие. Тут срабатывает комплекс факторов:

  • для работы магазина такого формата нужны меньшие вложения, в том числе и в оборотные средства, в товар;
  • расходы на коммунальные услуги и разовые платежи там меньше;
  • люди экономят силы, время и покупают чаще в магазинах у дома.

Покупателям нет смысла ехать в супермаркет, если это та же цена. Это то, на чем выигрывает «АТБ». Они держат одинаковые цены с супермаркетами, и покупателю незачем ехать далеко.

Благодаря всем факторам создается высокий оборот магазина. Это своеобразный «разбросанный» гипермаркет. К примеру, гипермаркет «Караван» на Луговой покрывает всю Оболонь и Виноградарь. «АТБ» накрывает эту площадь тем же количеством персонала и той же площадью, но в количестве до 30 торговых точек. Они более доступны для покупателя, и их расходы сопоставимы с содержанием гипермаркета. В этом случае необходимо более тщательное построение управленческих процессов.

— Расскажите о работе интернет-магазина. У вас есть собственная доставка?

— Он работает в тестовом режиме. Запустили 1,5 года назад, проект был до сегодняшнего момента не в приоритете, но после завершения рестайлинга мы начнем им более активно заниматься. У нас в двух магазинах на сегодня работает доставка в пределах зоны охвата магазина — до 2–3 км. Сотрудники доставляют, поднимают на этаж продукты. Пока эта услуга не очень популярна по той причине, что  мы не очень активно ее рекламируем. 

— Как изменилось поведение покупателей за последние два года?

— Сама структура потребления не поменялась: как люди употребляли кондитерку и алкоголь, так и продолжают их употреблять. Есть рост категории «фреш», того же выпеченного хлеба. Это демонстрирует и «Сільпо», в магазинах которого также есть собственная выпечка. Люди немного устали от «обычных» батонов. Овощи и фрукты остаются актуальными. Я думаю, что в результате принятия законодательных актов, связанных с акцизами, снизятся продажи алкоголя. Уменьшится количество брендов, поскольку они все будут в одинаковой ценовой категории.

/Компания «Континент» объединяет 12 предприятий розничной торговли и сферы обслуживания, среди которых 7 продуктовых супермаркетов «Континент», клиника Red Line, салон красоты Red Line, шейпинг-клуб Red Line, ресторан «Венеция» и кафе «На Дмитрівській»./

Автор: Дарья Златьева

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.