Рынок аптечного ритейла за год стал больше на 685 торговых точек

10.02.2016
1027

http://infosmi.net/

Аптечный ритейл в 2015 году сбавил обороты, но развитие продолжил. По данным аналитиков Аpteka.ua, совокупный годовой объем продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» составил 50,5 млрд грн. По сравнению с 2014 годом продажи увеличились на 23,7% в гривневом выражении. В натуральных единицах отмечается снижение на 12,3%

Как и в других ритейл-сегментах, рост фармрынка обусловлен увеличение стоимости медицинских препаратов. Средняя стоимость 1 товара из аптечной корзины в 2015-м повысилась на 41,1% по сравнению с 2014 г.

Согласно данным Аpteka.ua, по состоянию на 1 января 2016 г. общее количество аптек и аптечных пунктов в Украине составило 19 799. Рынок аптечного ритейла стал больше на 685 торговых точек за год.

Лидерами рынка по товарообороту за девять месяцев 2015 года стали Аптека-Магнолия («Аптека низьких цін», «Благодія», «Копейка»); Мед-Сервис групп («Мед-Сервис»); Сириус-95 («Бажаємо здоров’я»). Более подробно о том, чем жили крупнейшие аптечные сети Украины и на чем делали акцент в 2015 году — далее в обзоре.

«Аптека-Магнолия» — роботизация формата 

Компания «Аптека-Магнолия» развивает на украинском рынке сети «Аптека низьких цін» (380 ТТ), «Копейка» (31 ТТ) и «Благодія» (30 ТТ). Общее количество аптек — 441. «Аптека-Магнолия» является лидером по количеству торговых точек в Украине и развивает сразу несколько форматов: имиджевые супермаркеты, небольшие аптечные киоски, автоматизированные аптеки.

В течение 2015 года компания активно расширяла присутствие в регионах страны. Так, первая «Аптека низьких цін» начала работу в городах: Знаменка, Марганец, Черкассы, Боярка. В целом по итогам 12 месяцев было открыто 58 ТТ сети.

Также ритейлер активно развивал «свежий» формат — автоматизированные аптеки «Копейка». Первые аптеки такого типа появились в Европе. Появление формата было связано с необходимостью минимизировать торговые площади. 

Сегодня такие аптеки появились и на украинском рынке под ТМ «Копейка».  Здесь вы не увидите в торговом зале привычных продавцов в окошках. Вместо них – кресла и планшет. Покупатель может прийти в аптеку, расположится в кресле и собрать с помощью планшета свой заказ из представленного ассортимента. После нажатия кнопки «Сформировать заказ», команда передается роботу, который собирает и упаковывает препараты.  

Пока автомат выполняет задание, покупатель оплачивает свой заказ через терминал (для безналичных платежей) или через хоппер (автомат для приема наличных средств, который выдает сдачу). К моменту оплаты у стойки выдачи заказов можно забрать свои лекарства. Посетители, которым неудобно делать покупку через планшет, могут это сделать через фармацевтов, которые также присутствуют в зале для консультации клиентов.

В 2015 году сеть «Копейка» значительно расширилась и появилась в новых для себя городах: Одессе, Херсоне, Харькове. Суммарно за 12 месяцев было открыто 10 ТТ. По объему продаж в денежном выражении за 9 мес. 2015 г. доля компании «Аптека-Магнолия» составляет 7,4% (в 2014 г. — 5,5%). 

«Мед-сервис» — упор на лояльность

Компания «Мед-сервис» развивает одноименную сеть аптек, представленную 329 ТТ в 111 городах Украины. Кроме того, ритейлер развивает аптеки в Беларуси, Чехии и Швейцарии.

В 2015 году сеть отметила свое 20-летие. «Мед-Сервис» стала первой компаний на украинском рынке, кто  открыл в 2003 г. аптеку в формате самообслуживания. На этом работа над форматом торговых точек не закончилась. Как отмечают в компании, одним из ключевых направлений развития сети является кастомизация аптек под потребности покупателей. Поэтому кроме традиционного ассортимента, ритейлер реализует лечебную косметику в аптеках  «Мед-сервис-beauty», а также детские товары и питание в аптеках  «Мед-сервис-kids».

За крайние 12 месяцев компания не наращивала количество торговых точек, но делала акцент на расширение сфер лояльности к клиентам. В 2015 году сеть активно участвовала в партнерских программах. Так, «Мед-Сервис» присоединилась к клубной программе «Мамина карта», обладатели которой получают  скидку 7% на все товары в аптеках Киева и Одессы.  Скиду в аптеках «Мед-Сервис» также могут теперь получить держатели дисконтых карт медицинского центра «Традиция» (Кривой Рог) и Интернет-провайдера «Эверест» (Винница).

По данным ритейлера, на сегодняшний день компания нацелена на наращивание онлайн-продаж, совершенствование автоматизации бизнес-процессов, внедрение современного программного обеспечения, увеличение доступности уникальных препаратов и изготовление лекарств.

По объему продаж в денежном выражении за 9 мес. 2015 г. доля «Мед-сервис» составляет 2,7% (в 2014 г. — 2,2%).

«Бажаємо здоров’я» — аптечная сеть года

Весь год компания работала над увеличением количества торговых точек в городах Украины. Только за ноябрь-декабрь ритейлер открыл 12 аптек.  На сегодняшний день  сеть насчитывала 267 ТТ, однако в 2016 году компания не снижает динамики открытий  для достижения показателя в 300 аптек.

Также «Бажаємо здоров’я» стала победителем в номинации «Аптечная сеть года 2015» по итогам ежегодного конкурса фармацевтической отрасли Украины.   

По объему продаж в денежном выражении за 9 мес. 2015 г. доля компании «Сириус-95» составила 3,7% (в 2014 г. — 3,0%).

«Аптека Доброго Дня» — сделать больше для клиента

Сеть «Аптека Доброго Дня» находится под управлением компании «Фармастор» и насчитывает 159 торговых точек. В прошлом году ритейлер делала акцент над расширением клиентского сервиса и принимал активное участие в партнерских программах.

В июле «Аптека Доброго Дня» совместно с сетью медицинских клиник «Viva» запустила проект «Твій лікар в аптеці», в рамках которого на территории аптек открывались консультационные кабинеты врачей разной специализации. К семейному врачу/терапевту покупатели могли обратиться за бесплатной экспресс-консультацией и общим скринингом основных показателей здоровья.

В сентябре «Аптека Доброго Дня» в ТРЦ Gulliver презентовала новый для сети формат с обновленным визуальным оформлением, усовершенствованной выкладкой товара, расширенным комплексом услуг, зоной отдыха и детский уголком. Как отметил Геннадий КАРЛИНСКИЙ, Директор Департамента маркетинга и рекламы, сеть «Аптека Доброго Дня» уже давно вышла за рамки обычной аптеки, использовав первой в Украине концепцию фарммаркета. Сегодня усилия ритейлера сконцентрированы на том, чтобы обеспечить максимальный клиентский сервис.

На протяжении года сеть активно развивала партнерство с банками (OTP Bank, УКРСИББАНК), ВУЗами (Национальный фармацевтический университет), медицинскими учреждениями (клиники «Viva», «Медисвит», «МЕД-ДЕО), туристическими фирмами («Поехали с нами») и т. д. Кроме того, «Аптека Доброго Дня» активно учавствовала в социальных проектах, оказывая содействие благотворительным фондам и общественным организациям. 

По объему продаж в денежном выражении за 9 мес. 2015 г. доля компании «Фармастор» составила 3,2% (в 2014 г. — 3,1%). 

Источник: my-trade-group.com