В сфере розничной торговли самые низкие зарплаты — Ernst&Young

12.11.2014
2471

syl.ru

Данные отчета о розничной торговле компании Ernst&Young свидетельствуют, что в ритейле один из самых маленьких показателей по среднему вознаграждению на одного сотрудника и высокая текучесть кадров.

Сфера розничной торговли в  Украине  — один из самых емких рынков труда в  стране. Согласно официальным данным, в этом секторе трудоустроены более 4,5 млн человек. В среднем порядка 70% сотрудников ритейл-компаний  — это торговый персонал, от которого в  большой  мере зависит благосостояние компании в  целом. Для этих сотрудников, как правило, типично наличие среднего образования и  ряда относительно простых профессиональных навыков, таких как знание товарного ассортимента, умение общаться с покупателями.

Часто в  крупные города будущие сотрудники приезжают из сел и  небольших городов. Приток имеет сезонный характер, поскольку зачастую торговый персонал старается воспользоваться «высоким» аграрным сезоном для получения дополнительного дохода, что провоцирует большой уровень текучести именно в этот промежуток времени. В случае привлечения розничными компаниями студентов учебный год также влияет на сезонность.

Для сектора розничной торговли характерен высокий уровень текучести персонала (как добровольный, вызванный достаточно сложными условиями труда, так и по инициативе компании). Годовая текучесть в среднем составляет около 40%, у некоторых компаний этот показатель может достигать 70-80% (для сравнения  — на рынке в целом менее 20%). Примечательным также является показатель текучести кадров со стажем работы в компании до одного года, который у ритейл-компаний составляет 25% против 8% на общем рынке.

Помимо непростых условий труда, на текучесть персонала влияют и другие факторы, например, уровень заработной платы и  форма ее выплаты, а  также компенсационный пакет.

Согласно данным исследований EY, в Украине среднее годовое вознаграждение в  сфере торговли составляет $10 525 на одного штатного сотрудника с полной занятостью, что является одним из самых низких показателей по сравнению с другими отраслями в стране. Например, продавец в магазине может получать две-четыре тыс грн в месяц (при минимальной заработной плате 1218 грн). При этом лидирующие компании ежегодно проводят пересмотр заработных плат, в среднем повышая их на 8-10%. Учитывая сравнительно невысокий уровень заработных плат, компенсационный пакет торгового персонала обычно также включает переменное вознаграждение, которое чаще всего выплачивается ежемесячно и составляет около 20-40% от общего денежного вознаграждения сотрудника, занятого в сфере торговли.

Учитывая высокую конкуренцию в  каждом сегменте торговли, компании все чаще обращают внимание не только на ценовую политику магазинов, но и на качество обслуживания клиентов. Соответственно, такие бизнес-цели отражаются и на приоритетах кадровой политики. Так, участники обзоров компенсаций и  льгот для розничной и  оптовой торговли, проводимых EY уже несколько лет подряд, отмечают обучение и  развитие персонала, а  также оценку эффективности работы как приоритеты кадровой политики. Среди основных показателей эффективности работы торгового персонала, кроме данных, связанных с объемом продаж, фигурируют показатели знания продукции, а  также качества обслуживания. Ведущие розничные сети обычно имеют комплексные программы обучения торгового персонала, а  также используют такие популярные инструменты оценки, как программа «тайный покупатель», центры оценки для проверки знаний, навыков и поведенческих реакций своих сотрудников.

Несмотря на то что крупнейшими игроками рынка являются украинские компании, тон в сфере управления персоналом задают именно иностранные торговые сети. Именно они привнесли на украинский рынок труда в  рознице наличие достаточно обширного пакета льгот для сотрудников, например, медицинское страхование, скидки на продукты питания, социальные выплаты, подарки детям.

Согласно результатам исследования EY «Лучший работодатель — 2013», среди студентов и профессиональных кандидатов сфера розничной торговли остается далеко не самой популярной для трудоустройства, уступая сектору потребительских товаров, рынку информационных технологий, банкам и  даже тяжелой промышленности. Подтверждением этому также служит то, что ни одна компания из сферы торговли не вошла в  рейтинг топ-20 лучших работодателей в  2013 году, согласно исследованиям EY в Украине. Вместе с тем среди ритейл-компаний лидируют как работодатели именно иностранные организации, которые предлагают своим сотрудникам более прозрачный и  полный компенсационный пакет, а также возможности динамичного личностного и профессионального роста.

В результате сложившейся ситуации в стране в первом полугодии 2014 года 25% компаний розничной торговли провели сокращения персонала, чаще всего связанные с закрытием магазинов в  Крыму и  сложностями в  работе на востоке Украины, однако респонденты исследования пока не планируют изменений на второе полугодие. Интересно отметить, что некоторые компании сектора розничной торговли в связи с ситуацией в стране предлагают персоналу работу в  других регионах и, более того, оказывают дополнительную помощь при переезде, в том числе членам семей сотрудников. Что касается заработных плат, то более половины компаний сектора розничной торговли провели их повышение за первые 6 месяцев 2014 года, в среднем на 8%, и пока что не планируют изменений до конца года.

Источник: отчет E&Y "Рынок розничной торговли Украины"

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.