В 2015 году украинские производители одежды наращивали объемы и выходили на международные рынки

11.12.2015
3611

korrespondent.net

Кризис в украинской экономике предоставил шанс украинским производителям одежды — выросли цены на импортную одежду, ушли крупные зарубежные игроки, снизилась аренда в торговых центрах, украинский потребитель стал более патриотичен. Никуда не делись проблемы с производством отечественного сырья, сыграли роль девальвация и снижение доходов населения. Как отразился 2015 год на бизнесе украинских производителей одежды?

По словам идеолога и создателя бренда украинской одежды MustHave Анны Коваленко, украинский потребитель стал обращать внимание на продукцию Made in Ukraine, интересоваться и покупать. «Еще три года назад наш основной сегмент покупателя — женщины — отдавали предпочтение иностранным вещам, ведь бытовало мнение, что в Украине нет качественных, красивых и при этом демократичных брендов, — говорит Анна Коваленко. — Сейчас все изменилось, и это не только благодаря ситуации в стране: появилось много хороших производителей, и вместе мы меняем вкусы и предпочтения украинских девушек. И если сравнивать цены отечественного массмаркета и импортного — наши намного приятнее для покупателя». В этом году MustHave открыла еще один шоу-рум и в два раза расширила уже существующий.

Компания-производитель DUNA в 2015 году открыла 9 магазинов и запустила интернет-магазин. «Благодаря внедрению новых коллекций, удачных сочетаний в изделиях, высококачественному сырью, маркетинговым инструментам, правильной ценовой политике нам удалось избежать трудностей при продвижении продукции ТМ DUNA в 2015 году», — говорит директор ООО «Дюна-Веста» Юрий Саврук.

Генеральный директор сети Arber Вадим Золотаревский говорит, что из-за девальвации покупать стали меньше, но при этом продажи выросли в натуральном выражении за счет открытия новых магазинов. «Мы и производим больше, и продаем больше», — объясняет Вадим Золотаревский. Девальвация гривны стимулировала собственника компании Arber расширить производство: в этом году на фабрике в Одессе было запущено производство вязаного и кроеного трикотажа, сорочек и курток — это позволит снизить цену на коллекцию осень-зима. Расширение производства стимулирует создание новых форматов магазинов, которых будет 100 к концу года.

Производители отмечают недостаток качественного отечественного сырья, из-за чего им приходится закупать его за границей. Однако, по их словам, такая одежда все равно стоит меньше коллекций, которые производятся за рубежом.

«Импортная составляющая в нашей продукции около 50% себестоимости. Мы завозим итальянское, белорусское и турецкое сырье. На сегодня уменьшить импортную составляющую нереально. В Украине сейчас нет комбинатов, которые производят качественную пряжу», - рассказывает владелица и директор «Дома Моды RITO» Татьяна Абрамова.

Совладелец компании «Троттола» Ярослав Рущишин, который развивает торговую марку одежды Jhiva, говорит, что легкая промышленность имеет огромный потенциал, но нужна собственная сырьевая база. «Те комбинаты, которые еще производят ткань, не дают соотношения цена-качество. И нам проще привезти из Лондона, чем покупать тут, — делится своими соображениями Ярослав Рущишин. — По качеству пошива мы можем дать фору большинству стран. Об этом говорят наши зарубежные партнеры, которые заказывают нашу одежду».

Проблемой украинских производителей директор по закупкам шопинг-клуба LeBoutique Катерина Коптева называет отсутствие инвестиций в свои бренды, а также то, что они не задумываются о стратегии, для кого шьют, используют неудачный нейминг. Большая проблема — ценообразование: если производитель делает наценку 10–15%, то он урезает себе возможность развиваться.

Благодаря повышению интереса к отечественным дизайнерам и производителям украинским брендам гораздо легче себя представлять. «Сейчас проходит множество фестивалей — Made in Ukraine, «Все.Свои», очень много украинских проектов: UDress, Modateka NAMES’UA, «Купуй Своє», — рассказывает Катерина Коптева.

Первый в Украине мультибрендовый универмаг дизайнерской одежды украинского производства NAMES'UA открылся в октябре 2015 года в ТРК «Проспект» в Киеве. На площади 1 000 кв. м представлены актуальные предметы модной индустрии более 50 украинских дизайнеров: А.Тан, Dolchedonna, Rito, Gasse by Aina Gasse, Vilonna, Cocoapani, Miller, Людмила Кисленко, Анастасия Иванова, Zver, Seven Mountains, M.I.S.H.A, 2 Friends, Helena Romanova, Виктория Ноженко, Rybalko, Кристина Бобкова, Lake и другие.

В торговых центрах увеличивается количество магазинов, торгующих украинским продуктом. «Мы хотим увеличить представленность в сети «Караван» качественного украинского производителя», — говорил генеральный директор CDA Real Estate, управляющей компании сети ТРЦ «Караван» Даниил Владов. В киевском ТРЦ «Караван» работают магазины таких украинских дизайнеров: ESSE, KRISSTEL, PALIYCHUK, PUBLIC & PRIVATE, Voronin, Cher Nika. В харьковском ТРЦ «Караван» (Харьков): Андре Тан «а.Tan», Devant, Enneli, Nenka, Rica Mare, Petro Sorokа, W.E. В днепропетровском ТРЦ «Караван» украинские дизайнеры представлены магазинами «Прованс» и «ЭТНО СИТИ».

Украинские производители не только строят свой бренд на родине, но и выходят на зарубежные рынки. «На европейском рынке работает маркетинг, продвижение, брендинг. Главное место занимает подача бренда, что еще сложно понять украинскому производителю», — объясняет менеджер по развитию ТМ Bembi Валентин Рубаха, который открыл магазин в Минске и готовится выйти на рынок Польши. 

«Безусловно, перспектива развития в Украине колоссальна. И этому главным образом способствует сам покупатель, который с радостью выбирает украинских производителей. Поэтому наша цель на ближайший год — насытить украинскую аудиторию, а потом, возможно, выйти на мировой уровень», — подытожила Анна Коваленко.

В этом году магазины за пределами Украины открыл не только Bembi: первый магазин Arber Fashion Group открылся в Праге, «Дом Моды RITO» начал работу в Вильнюсе, трикотажный производитель «Ровенский льнокомбинат» открыл первый фирменный магазин Goldi в Польше. 

Автор: Александр Шокун

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.