Аптечный рынок Украины по итогам I полугодия 2015-го

29.07.2015
1301

3222.ua

В первом полугодии 2015 г. темпы прироста объема розничных продаж в денежном выражении составили 23,6%. Рынок постепенно смещается в сторону отечественной продукции, вследствие чего украинские производители значительно укрепили свои позиции в рейтинге по объему продаж лекарственных средств в денежном выражении

По итогам I полугодия 2015 г. совокупный объем продаж всех категорий товаров «аптечной корзины», которая включает лекарственные средства, изделия медицинского назначения (ИМН), косметику и диетические добавки, увеличился на 23,6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущим года и составил 24,6 млрд грн. В то же время сохраняется тенденция к уменьшению объемов продаж в натуральном выражении. Объем проданных упаковок сократился на 16,7% и составил 783,3 млн упаковок. В долларовом выражении общий объе­м продаж товаров «аптечной корзины» уменьшился на 40,2%.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» по итогам I полугодия 2015 г. составила 31,5 грн. и повысилась практически на 50% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (рис. 2). Повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки отмечается для всех категорий товаров «аптечной корзины». В исследуемый период самой дорогостоящей категорией стали диетические добавки, средневзвешенная стоимость 1 упаковки которых составила 42,7 грн. Далее следуют косметика — 41,8 грн., лекарственные средства — 41,1 грн. и ИМН — 8,9 грн.

В общем объеме продаж товаров «аптечной корзины» традиционно доминируют лекарственные средства и ИМН. В исследуемый период их суммарный удельный вес составляет 92,9% в денежном и 94,7% в натуральном выражении. В целом же для всех категорий товаров «аптечной корзины» характерны рыночные тенденции к увеличению объема продаж в денежном выражении и уменьшению — в натуральном, при этом их долевое соотношение изменяется незначительно.

Рынок лекарственных средств

В I полугодии 2015 г. объем продаж лекарственных средств составил 20,8 млрд грн. за 506,1 млн упаковок. В денежном выражении объем продаж увеличился на 22,6%, в то время как в натуральном выражении показатели динамики объемов продаж остаются отрицательными и составляют -14,6%. В долларовом выражении также отмечается уменьшение объема продаж на 40,2%.

Ключевые игроки

По итогам I полугодия 2015 г. рейтинг брэндов по объему розничных продаж в денежном выражении возглавляют АКТОВЕГИН, НО-ШПА и НАТРИЯ ХЛОРИД. Также значительно улучшив свои позиции по сравнению с аналогичным периодом 2014 г., в топ-30 вошли такие брэнды, как НАЛБУФИН, КОДТЕРПИН, ЦЕФТРИАКСОН, ФАНИГАН, АРМАДИН и ПАНКРЕАТИН.

Значительные изменения произошли в рейтинге маркетирующих организаций по объему продаж в денежном выражении. В I полугодии 2015 г. лидером по объему продаж является отечественная компания «Фармак», 2-е место прочно удерживает немецкая Berlin-Chemie/Menarini Group. 3-ю строчку занимает отечественная компания — Фармацевтическая фирма «Дарница». Также отмечается заметное улучшение позиций в рейтинге большинства отечественных производителей.

Сегмент дистрибуции

Суммарный объем поставок лекарственных средств в аптечные учреждения за I полугодие 2015 г. составил 17 млрд грн. в ценах закупки аптечными учреждениями, превысив соответствующий показатель предыдущего года на 26,0%. При этом в натуральном выражении объем поставок сократился на 12,9%. В долларовом эквиваленте снижение объемов поставок составило 39,5%.

Рейтинг дистрибьюторов традиционно возглавляет компания «БаДМ», также в тройку лидеров вошли «Оптима-Фарм» и «Вента». При этом стоит отметить, что в I полугодии 2015 г. компания «Оптима-Фарм» перманентно наращивает свою долю на рынке.

Итоги

Ключевые макроэкономические показатели страны ухудшаются. В таких условиях украинский фармрынок продолжает развиваться. По итогам I полугодия 2015 г. темпы прироста объема розничных продаж в денежном выражение составляют 23,6%. Также замедляются темпы убыли продаж в упаковках.

С марта 2015 г. фиксируется стабилизация курса гривни по отношению к доллару, что способствовало снижению розничных цен на лекарственные средства зарубежного производства. И если в ближайшие месяцы сохранится стабильность национальной валюты, то цены на лекарственные средства также стабилизируются.

Структура потребления постепенно смещается в сторону отечественной продукции. Вследствие чего украинские производители значительно укрепили свои позиции в рейтинге по объему продаж лекарственных средств в денежном выражении.

Источник: apteka.ua

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.