В Украине нелегально используют бренды международных компаний

29.07.2015
2390

abcnews.com.ua

В Украине бренды подделывают целыми магазинами. ABCnews уже писал о бутике H&М, обнаруженном в Одессе. Оказывается, недалеко от него работает торговая точка под еще одним брендом — IKEA. Впрочем, эти магазины встречаются не только в Одессе, но и в Киеве. А в Харькове пару лет назад на крупнейшем украинском рынке «Барабашово» работал «фирменный магазин» Hugo Boss. Однако в головных офисах этих компаний о своем присутствии в Украине не знают. У мебельного гиганта IKEA есть земельный участок в Одессе, но никаких планов по его освоению нет. Сейчас шведы видят перспективными для развития рынки Индии и Южной Кореи

По словам юристов, нарушение прав на торговую марку не редкость в Украине, но чаще всего используют схожие до высокой степени торговые знаки. К примеру, в некоторых точках продаж шаурмы можно увидеть перевернутый логотип McDonald’s.

В  странах со слабой экономикой нередко нарушаются права интеллектуальной собственности путем использования раскрученных брендов. «За счет их высокой узнаваемости нарушители рассчитывают на более высокие продажи, с минимальными затратами на рекламу», — пояснил управляющий партнер патентно-юридического агентства «Дубинский и Ошарова» Михаил Дубинский. В таких случаях стараются использовать бренд той компании, которая еще официально не выходила на рынок. «В этом случае меньше рисков. Банально правообладатель торговой марки просто может не знать о том, что его права нарушены. Или не будет их отстаивать в суде, так как не получает ущерба в виде потери доли рынка или своей репутации», — поясняет эксперт.

Однако точное копирование бренда встречается все реже — сейчас используют торговые знаки с высокой степенью схожести с оригиналом, отмечает Михаил Дубинский. «Такая ситуация характерна для рынков, нацеленных на конечного потребителя. К примеру, в ресторанном сегменте самым ярким примером было открытие в 2009 году украинской сети ресторанов быстрого питания McFoxy в непосредственной близости от McDonald’s. Тогда многие потребители подумали, что это подразделение американской сети», — отмечает гендиректор компании «Ресторанный консалтинг» Ольга Насонова. Помимо этого очень часто в точках продаж шаурмы можно увидеть торговый знак McDonald’s, только с перевернутой буквой М, — приводит еще один пример Михаил Дубинский. 

Помимо зарубежных брендов копируют и украинские марки. «Например, открывается ресторан по франшизе. Работает год, а потом добавляет в название слово или меняет буквы, сохраняя созвучие. А дальше такой предприниматель работает самостоятельно», — рассказывает Ольга Насонова. Но если мировым ритейлерам удается отстоять свои права, то отечественным компаниям это удается с трудом. Даже в случае положительного для них решения суда проигравшая сторона отказывается его исполнять. К примеру, такая ситуация была с компаниями «Вареничная Победа» и «Вареничная Катюша», когда первая выиграла суд, а вторая до сих пор игнорирует его решение.

В Украине действует частное право, согласно которому правообладатель самостоятельно отслеживает нарушение его прав собственности и решает эти вопросы через суды. Законодательно в Украине права владельцев торговых знаков защищены. Однако на практике дело обстоит иначе.

Источник: abcnews.com.ua

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.