Исполнительный директор Varus: «Украинцы экономят на товарах, которые могут заменить более дешевым аналогом»

25.06.2015
2395

commercialproperty.ua

Исполнительный директор ООО «Омега» (управляет сетью супермаркетов Varus) Наталья Азюрковская в интервью RAU поделилась наблюдениями, на чем экономят люди, как меняются их приоритеты и предпочтения и, в соответствии с этим, — политика ритейлеров

В первом квартале 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014-го, мы наблюдаем снижение спроса в штучном выражении на продукцию собственного производства, особенно в кондитерской группе, которая снизилась почти на 40%. Покупатели стали больше готовить самостоятельно — это хорошо заметно по росту групп «все для готовки» (сахар, мука, пищевые концентраты) и «аксессуары для готовки» (фольга, пакеты для запекания, пергамент). Доля СТМ по сравнению с прошлым годом в общем товарообороте выросла на 3%, как и доля акционных товаров.

Украинцы экономят на товарах, которые могут заменить более дешевым аналогом — как в продовольственной группе, так и непродовольственной, а также на товарах, от покупки которых можно отказаться. Из свежих продуктов наибольшее влияние кризис оказал на такие категории как рыба и морепродукты, мясо, овощи и фрукты. В среднем, 30% покупателей стали покупать меньше эти категории товаров. При этом более чем на 50% увеличились штучные продажи мясных консервов и паштетов. Сократилось потребление кондитерских товаров собственного производства, однако почти на 25% увеличились продажи конфет и сладостей. Больше стали потреблять привозной хлеб — более дешевый по сравнению с хлебом собственного производства.

Мы пересмотрели всю ассортиментную матрицу и были вынуждены ее сократить до 20% в некоторых категориях, при этом приложили максимум усилий, чтобы закрыть все потребности наших клиентов. Связано это опять же с сокращением поставок импортных товаров — частично из-за цены, которая стала шокировать не только наших покупателей но и нас самих, частично из-за того, что ряд поставщиков сами прекратили работу на фоне резко сократившихся объемов закупок. Ряд крупных поставщиков, работавших в зоне АТО, прекратили поставки товара в категориях, где они были лидерами. В частности, в категории мороженого и замороженных полуфабрикатах.

Что касается российских товаров, то подавляющее большинство мы вывели еще больше года назад, когда был пик бойкота и потребители сами отказывались от их приобретения. С тех пор многие крупные производители перевели свои производственные мощности в другие страны, в частности, в Польшу и стали поставлять товар оттуда. Сейчас у украинских производителей как никогда есть шанс укрепить свой бренд и выстроить эффективные коммуникации с потребителем.

Для нашей сети экологически ответственное потребление – одно из наиболее приоритетных для развития. Сейчас мы занимаемся большим количеством проектов, включающих переход на энергосберегающие технологии в области освещения, модернизации оборудования, технологиях, помогающих сохранять температуру помещений. Часть проектов мы реализуем самостоятельно, под часть проектов привлекаем средства банков. Это действительно актуальная тема, которая позволит не только сэкономить средства компании, но и сделает вклад в общее сохранение природных ресурсов.

Персонализация в рознице реализуется через качественную аналитику на основе информации по картам лояльности. Сейчас мы вернулись к этому проекту, который был приостановлен из-за кризиса, и начинаем работу по развитию собственной программы лояльности. Чтобы выстроить персонифицированные коммуникации, нужно не только запустить саму программу, которая будет интересна покупателю, но и качественно подойти к процессу анализа полученных данных, а также эффективно управлять всеми процессами взаимодействия с потребителями на основе полученных цифр. Это еще один из ключевых проектов, которым мы сейчас занимаемся.

Покупательская способность будет очень зависеть от политической ситуации. В 2015 году индекс потребительского доверия побил исторический отрицательный рекорд на фоне экономической и политической нестабильности. Пока, в планах будущих периодов мы отталкиваемся от теперешней ситуации. Кроме того, что времена и так непростые, очень беспокоит отношение государства к розничному бизнесу.

При пересмотре нашей стратегии на 2015 год, с учетом всей глубины кризиса, мы не закладывали большого количества открытий. Будем открывать магазины только в местах с очень высокой оценкой уровня локации и технических условий помещения и только в регионах присутствия.

Источник: rau.com.ua

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.